VAC Website

What is the Contemporary?

Date:
28 Jan–25 Jun 2024
Age:
Type:
Age restrictions
12+

Eleven concerts encompass four centuries of music by composers from the Baroque era to the present day, tracing how the contemporary emerges and manifests itself on the boundaries of different epochs.

T

In 1320, the French composer and music theorist Philippe de Vitry published Ars Nova, a treatise in which he contrasted “old art” with the new one. For the first time, he identified the two poles shaping the entire music history through their mutual attraction and repulsion.

Programme 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Photo: Anya Todich

Those who are truly contemporary, who truly belong to their time, are those who neither perfectly coincide with it nor adjust themselves to its demands. They are thus in this sense irrelevant. But precisely because of this condition, precisely through this disconnection and this anachronism, they are more capable than others of perceiving and grasping their own time.

— Giorgio Agamben, Italian philosopher

But where are the boundaries of the era that we consider our own? How does the individual perception of time connect with the reality experienced by the artist? How and why does an artist’s outlook on the world become publicly recognised as relevant for their time? The curatorial programme What Is the Contemporary? will offer tentative answers to these questions from January to June 2024. Its title references the eponymous essay by Giorgio Agamben, in which the Italian philosopher comes to a paradoxical conclusion: the truly relevant artists are not contemporary: they are capable of viewing the contemporary from the outside, in a chronological perspective.

The key theme of the programme—the emergence and presence of the contemporary on the boundaries of different artistic eras—determined the choice of composers. Over one and a half centuries lie between the Fifth Symphony by Ludwig van Beethoven (1770–1827) and Dies Irae by Galina Ustvolskaya (1919–2006), but Philipp Chizhevsky and the Questa Musica Ensemble find unexpected crossover points between the extreme sound worlds of these two works that seem so dissimilar at a first glance. The performance of Anton Bruckner’s (1824–1896) Seventh Symphony, with which the conductor Fyodor Lednev will mark the 200th anniversary of the composer’s birth, rhymes with the monographic programme dedicated to Joseph Haydn (1732–1809) by the Pratum Integrum orchestra. During his lifetime, Bruckner was considered conservative and archaic, and cultural mythology long dismissed Haydn as a composer forever left behind in the cosy century of powdered wigs—until the second half of the twentieth century when these two giants of Austrian music were rediscovered as radical innovators whose experiments proved vitally important for post-war art. In his solo concert, Alexei Lyubimov traces the evolution of musical romanticism from Franz Schubert (1797–1828) to Johannes Brahms (1833–1897), and in the late piano pieces of the latter he finds the modernist genes of another composer whose anniversary is celebrated in 2024—Arnold Schoenberg (1874–1951).

Hans Zender (1936–2019) rewrites Beethoven’s Diabelli Variations (1823) with the same degree of freedom as the composer treating the original theme. 33 Variations on 33 Variations (2011) remind us of how avant-garde Beethoven’s musical language was for its time. The “composed interpretation,” Zender’s own definition of the genre that he worked in throughout his life, also suits Ein Schemen (2017) by Yannis Kyriakides: in one of his central works of recent years, the composer rewrites Brahms’s Ein deutsches Requiem line by line, section by section, drawing individual elements from the score, extending them in time and transforming them into soundscapes. In the final concert of the programme, modern Russian composers attune to the artistic method of Richard Wagner (1813–1883): Tristan Project explores a turning point in music history, the watershed between romanticism and modernism.

The eleven concerts of the cycle encompass four centuries, from the seventeenth to the twenty-first, and from the Baroque era to the present day: by presenting different scenarios of music’s relations with time and space, the programme goes beyond the limitations of a linear view of art history. What Is the Contemporary? invites us to regard old masters as relevant artists, our own coevals, to peer into the crack left by the tectonic plates of history shifting between “then” and “now.”

Programme

28 Jan

Johann Sebastian Bach, Arnold Schoenberg, Louis Andriessen, Kurt Weill
Performers: Moscow Contemporary Music Ensemble, Fyodor Lednev

15 Feb

Joseph Haydn
Performed by Pratum Integrum orchestra

21 Feb

Johannes Brahms, Yannis Kyriakides
Performers: Intrada choir, Ekaterina Antonenko

Solo Concert by Sergei Kasprov

2 Mar

25 Mar

Johannes Brahms, Franz Schubert
Solo Concert by Alexei Lyubimov

6 Apr

Ivan Bushuev, Vladimir Rannev, Gustav Mahler
Performed by Moscow Contemporary Music Ensemble

17 Apr

Anton Bruckner
Conductor: Fedor Lednev

15 May

Programme and performers to be announced later

21 May

Performers: Moscow Contemporary Music Ensemble, Intrada choir

Tickets

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

15 Jun

Ludwig van Beethoven, Hans Zender
Performers: Moscow Contemporary Music Ensemble, Fyodor Lednev
Presented by Yaroslav Timofeev

Tristan Project

Tickets

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

25 Jun

Richard Wagner, Mark Buloshnikov, Arman Gushchyan, Alexey Sysoev
Performers to be announced later

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}

Сайт VAC

Что современно?

Дата:
28 янв–25 июн 2024
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Одиннадцать концертов охватывают творчество композиторов четырех столетий, от барокко до наших дней, следя за тем, как возникает и проявляется современность на рубежах разных эпох.

T

В 1320 году французский композитор и теоретик Филипп де Витри опубликовал трактат Ars Nova, в котором музыка, сочиненная в «новой» технике, противопоставлялась музыке, написанной в технике «старой». Так впервые были определены два полюса, на взаимном притяжении и отталкивании которых строится вся история музыки.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Фото: Аня Тодич

Подлинно принадлежит своему времени, подлинно современен тот, кто не совпадает с ним полностью, кто не идет в ногу с его требованиями и кто потому не актуален; но именно благодаря разрыву и анахронизму он более других способен воспринимать и улавливать свое время.

— Джорджо Агамбен, итальянский философ

Но где проходят границы эпохи, которую мы считаем своей? Как индивидуальное чувство времени сопрягается с окружающей автора действительностью? Когда и почему мироощущение художника публично признается актуальным? Поиску ответов на эти вопросы посвящена кураторская программа «Что современно?», которая будет представлена в Доме культуры «ГЭС-2» с января по июнь 2024 года. Ее название напоминает об одноименном эссе Джорджо Агамбена, в котором итальянский философ приходит к парадоксальному выводу: по-настоящему актуальным может быть только тот художник, который несовременен, — тот, кто способен увидеть современность со стороны, в перспективе времени.

Ключевая тема программы — возникновение и присутствие современности на рубежах разных художественных эпох — определила круг ее главных героев. Пятую симфонию Людвига ван Бетховена (1770–1827) отделяет от Dies Irae Галины Уствольской (1919–2006) больше полутора веков, но Филипп Чижевский и оркестр Questa Musica находят неожиданные точки пересечения экстремальных звуковых миров этих двух, на первый взгляд, несхожих друг с другом сочинений. Исполнение Седьмой симфонии Антона Брукнера (1824–1896), приуроченное дирижером Федором Леднёвым к 200-летию со дня рождения композитора, рифмуется с монографической программой оркестра Pratum Integrum, посвященной Йозефу Гайдну (1732–1809). Брукнер при жизни считался консерватором и архаистом, Гайдну культурная мифология долгое время отводила место автора, навсегда оставшегося в уютном веке пудреных париков — пока во второй половине ХХ века два классика австрийской музыки не были по-настоящему открыты как радикальные новаторы, чей опыт оказался исключительно важен для послевоенного искусства. Алексей Любимов прослеживает в своем сольном концерте эволюцию музыкального романтизма от Франца Шуберта (1797–1828) к Иоганнесу Брамсу (1833–1897), чтобы найти у последнего в поздних фортепианных пьесах модернистские гены еще одного юбиляра 2024 года — Арнольда Шёнберга (1874–1951).

Ханс Цендер (1936–2019) пересочиняет «Диабелли-вариации» (1823) Бетховена с той же степенью свободы, с которой сам композитор обращался с темой первоисточника: «33 вариации по 33 вариациям» (2011) напоминают о том, каким авангардом для своего времени был бетховенский музыкальный язык. «Сочиненная интерпретация», авторское определение жанра, в котором на протяжении всей жизни последовательно работал Цендер, подходит и к Ein Schemen («Тени») (2017) Янниса Кириакидеса: в одном из своих центральных произведений последних лет композитор переписывает «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса — строчку за строчкой, раздел за разделом, извлекая из партитуры отдельные элементы, растягивая их во времени и превращая в звуковые ландшафты. В заключительном концерте программы современные российские авторы вслушиваются в художественный метод Рихарда Вагнера (1813–1883): «Тристан-проект» исследует поворотный момент в истории музыки, обозначивший водораздел между романтизмом и модернизмом.

Одиннадцать концертов цикла охватывают творчество композиторов четырех столетий — от XVII до XXI веков, от барокко до наших дней: представляя различные сценарии отношений музыки со временем и пространством, программа выходит за рамки линейного взгляда на развитие искусства. В старых мастерах «Что современно?» предлагает увидеть актуальных художников — ровесников авторов наших дней, всматривающихся в разлом, оставшийся от движения тектонических плит истории на стыке «тогда» и «сейчас».

Программа

28 янв

Иоганн Себастьян Бах, Арнольд Шёнберг, Луи Андриссен, Курт Вайль
Исполняют: Московский ансамбль современной музыки, Федор Леднёв

15 фев

Йозеф Гайдн
Исполняет: оркестр Pratum Integrum

21 фев

Иоганнес Брамс, Яннис Кириакидес
Исполняют: хор Intrada, Екатерина Антоненко

Билеты

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

2 мар

Сольный концерт Сергея Каспрова




Билеты

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

25 мар

Иоганнес Брамс, Франц Шуберт
Сольный концерт Алексея Любимова

Песни об умерших детях


6 апр

Иван Бушуев, Владимир Раннев, Густав Малер
Исполнители будут объявлены позже

Брукнер-200

18 апр

Жерар Пессон, Антон Брукнер
Исполняют: Федор Леднёв, Speech Quartet

Бах-2024

15 мая

Программа и исполнители будут объявлены позже

Архитектон Тета

21 мая

Исполняют: Московский ансамбль современной музыки, хор Intrada

33 вариации по 33 вариациям

15 июн

Людвиг ван Бетховен, Ханс Цендер
Исполняют: Московский ансамбль современной музыки, Федор Леднёв
Ведущий концерта — Ярослав Тимофеев

Тристан-проект


25 июн

Рихард Вагнер, Марк Булошников, Арман Гущян, Алексей Сысоев
Исполнители будут объявлены позже


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}