Одиннадцать концертов охватывают творчество композиторов четырех столетий, от барокко до наших дней, следя за тем, как возникает и проявляется современность на рубежах разных эпох.
Одиннадцать концертов охватывают творчество композиторов четырех столетий, от барокко до наших дней, следя за тем, как возникает и проявляется современность на рубежах разных эпох.
В 1320 году французский композитор и теоретик Филипп де Витри опубликовал трактат Ars Nova, в котором музыка, сочиненная в «новой» технике, противопоставлялась музыке, написанной в технике «старой». Так впервые были определены два полюса, на взаимном притяжении и отталкивании которых строится вся история музыки.
Фото: Аня Тодич
Подлинно принадлежит своему времени, подлинно современен тот, кто не совпадает с ним полностью, кто не идет в ногу с его требованиями и кто потому не актуален; но именно благодаря разрыву и анахронизму он более других способен воспринимать и улавливать свое время.
— Джорджо Агамбен, итальянский философ
Но где проходят границы эпохи, которую мы считаем своей? Как индивидуальное чувство времени сопрягается с окружающей автора действительностью? Когда и почему мироощущение художника публично признается актуальным? Поиску ответов на эти вопросы посвящена кураторская программа «Что современно?», которая будет представлена в Доме культуры «
Ключевая тема программы — возникновение и присутствие современности на рубежах разных художественных эпох — определила круг ее главных героев. Пятую симфонию Людвига ван Бетховена (1770–1827) отделяет от Dies Irae Галины Уствольской (1919–2006) больше полутора веков, но Филипп Чижевский и оркестр Questa Musica находят неожиданные точки пересечения экстремальных звуковых миров этих двух, на первый взгляд, несхожих друг с другом сочинений. Исполнение Седьмой симфонии Антона Брукнера (1824–1896), приуроченное дирижером Федором Леднёвым к 200-летию со дня рождения композитора, рифмуется с монографической программой оркестра Pratum Integrum, посвященной Йозефу Гайдну (1732–1809). Брукнер при жизни считался консерватором и архаистом, Гайдну культурная мифология долгое время отводила место автора, навсегда оставшегося в уютном веке пудреных париков — пока во второй половине ХХ века два классика австрийской музыки не были по-настоящему открыты как радикальные новаторы, чей опыт оказался исключительно важен для послевоенного искусства. Алексей Любимов прослеживает в своем сольном концерте эволюцию музыкального романтизма от Франца Шуберта (1797–1828) к Иоганнесу Брамсу (1833–1897), чтобы найти у последнего в поздних фортепианных пьесах модернистские гены еще одного юбиляра 2024 года — Арнольда Шёнберга (1874–1951).
Ханс Цендер (1936–2019) пересочиняет «Диабелли-вариации» (1823) Бетховена с той же степенью свободы, с которой сам композитор обращался с темой первоисточника: «33 вариации по 33 вариациям» (2011) напоминают о том, каким авангардом для своего времени был бетховенский музыкальный язык. «Сочиненная интерпретация», авторское определение жанра, в котором на протяжении всей жизни последовательно работал Цендер, подходит и к Ein Schemen («Тени») (2017) Янниса Кириакидеса: в одном из своих центральных произведений последних лет композитор переписывает «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса — строчку за строчкой, раздел за разделом, извлекая из партитуры отдельные элементы, растягивая их во времени и превращая в звуковые ландшафты. В заключительном концерте программы современные российские авторы вслушиваются в художественный метод Рихарда Вагнера (1813–1883): «Тристан-проект» исследует поворотный момент в истории музыки, обозначивший водораздел между романтизмом и модернизмом.
Одиннадцать концертов цикла охватывают творчество композиторов четырех столетий — от XVII до XXI веков, от барокко до наших дней: представляя различные сценарии отношений музыки со временем и пространством, программа выходит за рамки линейного взгляда на развитие искусства. В старых мастерах «Что современно?» предлагает увидеть актуальных художников — ровесников авторов наших дней, всматривающихся в разлом, оставшийся от движения тектонических плит истории на стыке «тогда» и «сейчас».
28 янв
Иоганн Себастьян Бах, Арнольд Шёнберг, Луи Андриссен, Курт Вайль
Исполняют: Московский ансамбль современной музыки, Федор Леднёв
15 фев
Йозеф Гайдн
Исполняет: оркестр Pratum Integrum
21 фев
Иоганнес Брамс, Яннис Кириакидес
Исполняют: хор Intrada, Екатерина Антоненко
2 мар
Сольный концерт Сергея Каспрова
25 мар
Иоганнес Брамс, Франц Шуберт
Сольный концерт Алексея Любимова
6 апр
Иван Бушуев, Владимир Раннев, Густав Малер
Исполняет: Московский ансамбль современной музыки
17 апр
Антон Брукнер
Дирижер: Федор Леднёв
15 мая
Иоганн Себастьян Бах, Александр Хубеев
Исполняют: Елена Ревич, Сергей Кочетков
21 мая
Исполняют: Московский ансамбль современной музыки, хор Intrada
15 июн
Людвиг ван Бетховен, Ханс Цендер
Исполняют: Московский ансамбль современной музыки, Федор Леднёв
Ведущий концерта — Ярослав Тимофеев
25 июн
Рихард Вагнер, Марк Булошников, Арман Гущян, Алексей Сысоев
Исполнители будут объявлены позже