Сайт VAC

Слова и пробелы. Густав Малер, Владимир Раннев, Иван Бушуев

Дата:
6 апр 2024, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Мировые премьеры двух партитур, созданных специально по заказу Дома культуры «ГЭС-2», прозвучат вместе с первым в России исполнением камерной версии «Песен об умерших детях» Густава Малера.

Программа

T

Владимир Раннев (р. 1970)
Серенада
для двух голосов и ансамбля на текст Льва Рубинштейна
(2024, мировая премьера)
Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»

Иван Бушуев (р. 1984)
«...пытаюсь вообразить себе человека, который сказал бы Шекспиру: расслабься!»
для голоса и ансамбля на текст Андрея Монастырского
(2024, мировая премьера)
Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»

Густав Малер (1860–1911)
Песни об умерших детях (1904)
на тексты Фридриха Рюккерта
переложение для камерного оркестра Рейнберта де Леу
(1983, первое исполнение в России)

В «Песнях об умерших детях» (1904) Густав Малер спроектировал облик современной вокальной музыки. Проникнутая безутешной скорбью пятичастная партитура для голоса и оркестра предлагает принципиально новую трактовку жанра вокального цикла — у Малера он усложняется до масштабов исповедального высказывания с драматургией, подчиненной сквозному симфоническому развитию. Свободно обращаясь с текстами немецкого поэта Фридриха Рюккерта (1788–1866), композитор достраивает и перестраивает стихотворную форму, следуя исключительно музыкальной логике. Фигура лирического героя очищается от индивидуальных, конкретных черт, от плоти и характера: Малер стремится к изображению «человека вообще», к выявлению его экзистенциальной сущности. «Песни об умерших детях» превращают концертную сцену в подмостки вокально-инструментального театра — лишенного внешнего действия, но своей драматической экспрессивностью близкого жанру монооперы. К этой традиции восходят новые сочинения Владимира Раннева и Ивана Бушуева, написанные на тексты основоположников московского концептуализма Льва Рубинштейна (1947–2024) и Андрея Монастырского (р. 1949).

Исполняют

Алексей Ньяга дирижер

Наталья Буклага меццо-сопрано
Елене Гвритишвили сопрано
Арина Зверева сопрано

Московский ансамбль современной музыки | МАСМ

Фото: Аня Тодич

Я долго искал текст, который вмещал бы в себя то, что немцы называют Zeitgeist, дух времени — пока не наткнулся на одну из карточек Льва Рубинштейна: «Наша жизнь сама собой / По волнам несется / С бесконечною тоской». К типичной для текстов Рубинштейна отстраненной созерцательности рефлексирующего наблюдателя здесь добавляется трепетная игра поэта-концептуалиста с жанром серенады, подразумевающим, как известно, обращение — не обязательно к конкретному человеку, но к неким возвышенным абстракциям. Такой абстракцией у Рубинштейна становится само бытие: для человека, лишенного возможности конструировать собственную судьбу, оно превращается в чистую эфемерность, к которой относишься, как к недосягаемой возлюбленной. Три строчки Рубинштейна в партитуре звучат как заклинание, аутотренинг, формула примирения с реальностью, за которую хватаешься, как за спасательный круг, чтобы в нее поверить.

— Владимир Раннев

Поэзия Андрея Монастырского музыкальна по своей природе — она основана на репетитивности, моторике, на словесных паттернах, которые при каждом новом повторении преображаются так, что один и тот же материал слышится совершенно по-разному. Важный импульс работе над сочинением дала архивная запись авторского исполнения: Монастырский так подчеркивает ритмическую организацию «Сочинения 73 года», что в какой-то момент ты абстрагируешься от нарратива — и полностью погружаешься в музыкальную структуру этого потока сознания, в чистую суггестию человеческого голоса. Параллельно работе над партитурой я читал книгу эссе Сьюзен Зонтаг, и в какой-то момент наткнулся в ней на цитату из Элиаса Канетти, которая в итоге дала название произведению. Эта строчка парадоксальным образом раскрывает для меня многогранную природу текста Монастырского, балансирующего на грани сакральности и абсурдности, серьезности и легкости, алогизма и смысла, который можно противопоставить бессмысленности времени.

— Иван Бушуев


Фото: Аня Тодич

Алексей Ньяга (р. 1979, Ленинград) — дирижер. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования и оперно-симфонического дирижирования. Сотрудничал с оркестрами Санкт-Петербургской филармонии Академической капеллы и Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром. Работал в театре «Зазеркалье» и в Михайловском театре. В 2014 году в качестве ассистента дирижера принимал участие в постановке оперы Чайковского «Чародейка» в венском Театре Ан-дер-Вин. С сезона 2014/2015 по сезон 2022/2023 был дирижером Симфонического оркестра Карельской филармонии. Сейчас — дирижер Самарского академического театра оперы и балета.

Наталья Буклага (р. 1979, Пермь) — певица. Выпускница Пермского государственного института культуры. Солистка Пермского театра оперы и балета и «Урал Оперы» (Екатеринбург). Принимала участие в записи «Свадебки» Игоря Стравинского под управлением Теодора Курентзиса для лейбла Sony Classical (2013). Исполнительница партии Пилигрима в российской премьере оперы финского композитора Кайи Саариахо «Любовь издалека» («Урал Опера», 2021). Четырехкратный номинант на Национальную театральную премию «Золотая Маска» (2013, 2015, 2021, 2023). Регулярно гастролирует в Ирландии, Греции, Испании.

Елене Гвритишвили (р. 1999, Санкт-Петербург) — певица. Выпускница Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова (дирижерско-хоровое отделение, класс Федора Леднёва и Анны Мейя). Ныне — студентка вокального отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова (класс Светланы Горенковой). С 2020 года — артистка хора musicAeterna. Выступала в спектакле Александра Маноцкова «52» на сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. С сентября 2022 года — артистка Молодежной оперной программы Большого театра.

Арина Зверева (р. 1978, Москва) — певица, дирижер. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. С сентября 2011 года — приглашенный, в 2012–2014 — постоянный хормейстер musicAeterna. C 2013 года — руководитель вокального ансамбля Электротеатра Станиславский. Лауреат российской оперной премии Casta Diva за спектакль «Проза» (2017). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» за спектакль «Октавия. Трепанация» (2021). Основательница и художественная руководительница вокального ансамбля современной музыки N’Caged.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}