Первое исполнение в России одного из центральных произведений голландского композитора Янниса Кириакидеса.
Яннис Кириакидес. «Тень»
- Дата:
21 фев 2024
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Ein Schemen
(«Тень», 2017,
первое исполнение в России)
для хора, арфы и электроники
В 2017 году Яннис Кириакидес пересочиняет «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса для хора, арфы и электроники — строчку за строчкой, раздел за разделом. Продолжительность Ein Schemen и его семичастная форма полностью соответствуют структуре подлинника, написанного в 1865–1869 годах на тексты из лютеровского перевода Библии.
Исполняют
Вокальный ансамбль Intrada
Екатерина Антоненко дирижер и художественный руководитель
Луиза Минцаева арфа
Звукорежиссер
Сергей Кочетков
Фото: Аня Тодич
Извлекая из партитуры «Немецкого реквиема» отдельные элементы, композитор растягивает их во времени и превращает звуковые ландшафты, среди которых слушатель может свободно перемещаться вслед за Брамсом. Название произведения напоминает об одной из строк в третьей части «Немецкого реквиема»: Sie gehen daher wie ein Schemen — «Поистине, всякий человек подобен тени» (Псалтирь 38:7). Ein Schemen в переводе со старонемецкого — тень, видение, призрак: Кириакидес замечает, что это слово точно отражает природу произведения — балансирующего между мирами живых и мертвых, существующего в тени Брамса и пронизанного его музыкой как божественным присутствием.
«Тень» — одно из центральных произведений Кириакидеса последних лет. Еще одна важная его вещь, опера «Спросите Аду» (2021), звучала в Актовом зале Дома культуры «
Яннис Кириакидес (р. 1969, Лимассол) — композитор, мультимедийный художник, профессор Королевской консерватории в Гааге. С 1992 года живет в Нидерландах. Его музыка регулярно исполняется на крупных фестивалях и в концертных программах ведущих ансамблей современной музыки в Европе и России. В своем творчестве Кириакидес осмысляет музыкальную коммуникацию как таковую, ломает стереотипы восприятия слушателей и исполнителей, исследует новые связи между словом и звуком с помощью компьютерных технологий. В концертных сочинениях и саунд-инсталляциях он использует системы кодирования информации, чтобы переводить вербальные тексты в музыкальные полотна, синтезировать воображаемые или внутренние голоса.
Вокальный ансамбль Intrada — основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в России и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов. В 2019 и 2021 годах газета «Музыкальное обозрение» объявляла его коллективом года. Ансамбль регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. В их числе — камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и Владимир Юровский, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Le Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, Оркестр эпохи Просвещения, Фридер Берниус, Стивен Лейтон, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и другие. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в Пушкинском музее.