Сайт VAC

Тристан-проект. Федор Безносиков, МАСМ

Дата:
25 июн 2024, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Мировые премьеры произведений, написанных специально по заказу Дома культуры «ГЭС-2», представляют разные стратегии взаимодействия с музыкой Вагнера — от ее присваивания до полного растворения в ней.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Название заключительного концерта программы «Что современно?» напоминает о «Тристане и Изольде» (1859) Рихарда Вагнера — поворотном сочинении в истории музыки, которое обозначило пик европейского романтизма и возвестило его закат. В первых же тактах оперы появляется «Тристан-аккорд» — диссонантное созвучие, которое композитор, вопреки традиции, оставил без гармонического разрешения. Партитура-водораздел между поздним романтизмом и модернизмом, пропитанная ожиданием катастрофы, распахнула дверь в музыкальный ХХ век, давший «Тристана» Ханса Вернера Хенце, «Вагнер-идиллию» Дитера Шнебеля, «Лоэнгрина» Сальваторе Шаррино, транскрипции Гленна Гульда, Золтана Кочиша и Рейнберта де Леу. Более ста лет музыканты поколение за поколением исследовали художественный метод автора, чье творчество по сей день служит точкой отсчета для современной музыки.

Фото: Аня Тодич

Диалог с наследием Вагнера подхватывают участники «Тристан-проекта» — четверо российских композиторов новой волны, которым было предложено выступить в жанре «сочиненной интерпретации», изобретенной другим героем программы «Что современно?» Хансом Цендером. За каждой из их партитур стоит конкретный первоисточник: Марк Булошников вслушивается в музыкальную ткань «Парсифаля», Сергей Петренко деконструирует вступление к «Нюрнбергским мейстерзингерам», Арман Гущян размышляет о звуковом мире «Лоэнгрина», Алексей Сысоев пересочиняет финал «Тристана и Изольды».

Федор Безносиков (р. 1993, Москва) — дирижер, скрипач. В 2017-м окончил Московскую консерваторию как скрипач под руководством Владимира Иванова, в настоящее время учится оперно-симфоническому дирижированию у Феликса Коробова. С 2023 года — дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где поставил, в частности, балеты «Снежная королева» и «Последний сеанс» (2023). Преподаватель Московской консерватории по классу скрипки. Сотрудничает с театром «Новая опера», принимал участие в постановке оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера (режиссер-постановщик — Константин Богомолов, 2023). С 2024 года — дирижер Российского национального оркестра. Лауреат Премии Художественного театра (2024).

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского музыкального авангарда Эдисона Денисова. МАСМ первым в стране сосредоточился на музыке XX и XXI веков и поддержке современных композиторов. На его счету более 1000 российских и мировых премьер.

Лилия Гайсина (р. 1986, Москва) — певица. В 2014-м окончила вокальный факультет Московской консерватории. Солистка Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Сотрудничала с Московским камерным оркестром Musica Viva, оркестрами La Voce Strumentale, Pratum Integrum и Questa Musica, с Государственным академическим камерным оркестром России. Принимала участие в международных фестивалях барочной музыки: Генделевском в Геттингене, Людвигсбургском, фестивалях «Потсдам—Сан-Суси» и Musica Bayreuth, в программах «Возвращения» и «Декабрьских вечеров» (Москва).

Сергей Каспров (р. 1979, Москва) — пианист, клавесинист, органист. Историческому исполнению на клавишных инструментах учился в Московской консерватории у Алексея Любимова, органу — у Алексея Паршина, там же окончил аспирантуру как пианист, проходил стажировку в парижской консерватории Schola Cantorum под руководством Игоря Лазько. В 2005–2007 годах удостоен специального приза Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Женеве, Гран-при Международного конкурса молодых пианистов имени Марии Юдиной в Москве, первой премии на Рубинштейновском и Скрябинском конкурсах в Париже. Является постоянным участником фортепианных фестивалей в Европе и России: La Roque-d’Anthéron (Франция), Klarafestival (Бельгия), Chopin and His Europe (Польша), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), «Декабрьские вечера» и «Антиквариум» (Москва).

Программа


Сергей Петренко (р. 1992)
Drei Felder («Три поля», 2024, мировая премьера)
Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»

Марк Булошников (р. 1990)
«Парсифаль. Топь» (2024, мировая премьера)
Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»

Арман Гущян (р. 1981)
Lohengrin. Nachklang («Лоэнгрин. Послезвучие», 2024, мировая премьера)
Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»

Алексей Сысоев (р. 1972)
Liebestod («Смерть Изольды», 2024, мировая премьера)
Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»

Исполняют

Федор Безносиков дирижер

Московский ансамбль современной музыки | МАСМ
Лилия Гайсина сопрано 
Владимир Красов баритон
Сергей Каспров фортепиано

Богдан Королек ведущий концерта

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}