Внимание!  19 — 21 мая меняется время работы Дома культуры.  19 мая мы открыты до 19:00, 20 мая — до 18:00, 21 мая — до 15:00.  Зрителей концерта «И все таки она вертится» 21 мая мы ждем в «ГЭС-2» начиная с 19:00.
Сайт VAC

И все-таки она вертится

Дата:
21 мая 2024, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Место:
Проспект
Возрастные ограничения
12+

Программа, объединяющая произведения композиторов XVI и XXI веков, каждый из которых вводит в свои партитуры новое измерение — пространство.

Программа

T

Томас Таллис (1505–1585)
Spem in alium
(«Надежды ни на кого иного никогда не имел я, кроме Тебя, Господь», ок. 1570)

Борис Филановский (р. 1968)
Архитектон Тета (2019)
звуковая скульптура для ансамбля, хора и слушателей в движении
первое исполнение в Москве

Томас Таллис (1505–1585)
Spem in alium
(«Надежды ни на кого иного никогда не имел я, кроме Тебя, Господь», ок. 1570)

И у мастера высокого английского Возрождения Томаса Таллиса, и у нашего современника Бориса Филановского зрители становятся частью музыкальной композиции: исполнители равномерно распределятся по всему Проспекту «ГЭС-2», а публика сможет свободно перемещаться между ними.

Исполняют

Хор Intrada
Екатерина Антоненко дирижер

Московский ансамбль современной музыки | МАСМ
Елизавета Корнеева дирижер

Ярослав Тимофеев ведущий концерта

Фото: Аня Тодич

«Архитектон» вряд ли можно назвать музыкальным произведением; здесь мы имеем дело с неким аналогом «движения живописных плоскостей», как у Малевича, которое я постарался развернуть во времени и звуке. С каждой точки вы можете услышать только часть «Архитектона», которая подобна другим частям, но заметно отличается от них и сама по себе, и по месту в пространстве; чтобы попытаться охватить происходящее целиком, вы должны менять точку слуха. То есть «сама музыка» находится в абстрактном звуковысотном и временном движении, а слушатели — в физическом.

— Борис Филановский


Привычный концертный ритуал, с музыкантами на сцене и публикой в зале, предполагает переживание коллективного опыта. «И все-таки она вертится» позволяет каждому из зрителей выстроить собственный маршрут — попробовать разные сценарии взаимодействия со звуком, траектории движения в пространстве, сравнить слуховые впечатления и выстроить индивидуальную музыкальную драматургию вечера.

Именно поэтому одна из абсолютных вершин полифонической музыки эпохи Возрождения, Spem in alium Томаса Таллиса, будет исполнена дважды, в начале и в конце программы. Восемь пятиголосных хоров будут распределены в пространстве, создавая калейдоскопический эффект вслушивания в почти бесконечное разнообразие музыкальных идей и вокальных линий, за которыми, кажется, невозможно уследить.

Сходным образом устроен и «Архитектон Тета» Бориса Филановского, написанный по заказу фонда «ПРО АРТЕ» и впервые исполненный в 2019 году в петербургском Большом драматическом театре. Название сочинения отсылает к супрематизму, конкретнее — к архитектурным и инженерным экспериментам Казимира Малевича, а греческая буква «тета» — первая в слове θέατρον, «театр». «Архитектон Тета» — не столько концертная пьеса, сколько иммерсивный спектакль: его невозможно увидеть и услышать целиком из одной точки, так что лучшая стратегия поведения для зрителей — передвигаться по Проспекту, плавно меняя акустический фокус. Взаимодействуя с архитектурой Ренцо Пьяно, композитор делает из инструментального ансамбля и хора единое звучащее тело, превращая самое большое публичное пространство Дома культуры в гигантский музыкальный инструмент.

Вокальный ансамбль Intrada — основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в России и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов. В 2019 и 2021 годах газета «Музыкальное обозрение» объявляла его коллективом года. Ансамбль регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. В их числе — камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и Владимир Юровский, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Le Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, Оркестр эпохи Просвещения, Фридер Берниус, Стивен Лейтон, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и другие. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в Пушкинском музее.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова. МАСМ первым из российских ансамблей сосредоточился на музыке XX и XXI веков и поддержке современных композиторов. На его счету более 1000 российских и мировых премьер.

Ярослав Тимофеев (р. 1988, Новгород) — музыковед, ведущий концертов, лектор. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Главный редактор журнала «Музыкальная академия». С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/2018 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/2019 стал постоянным соавтором и ведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/2022 — автор и ведущий цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/2023 — автор и ведущий цикла «Весь Стравинский». С 2017 года — участник инди-группы OQJAV (фортепиано).

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}