Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Заклинание огня. Сольный концерт Сергея Каспрова

Дата:
2 мар 2024, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Сольный концерт пианиста Сергея Каспрова, посвященный идее художественной свободы и ее трансформациям в музыке трех столетий.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Поэтически смело сопоставляя на первый взгляд не связанные друг с другом произведения авторов XVIII–XX веков, пианист Сергей Каспров обнаруживает между ними неожиданные рифмы, обнажающие скрытые механизмы истории искусства.

Фото: Аня Тодич

Точку отсчета задает «Фантазия» Вольфганга Амадея Моцарта: обращаясь к импровизационному жанру в эпоху классицизма с ее нормативной эстетикой и торжеством жесткой формы, композитор легализует спонтанность, непосредственность, незавершенность художественного жеста. Экспромты, багатели, «листки из альбома» во все времена не слишком ценились в академической иерархии, но именно поэтому им позволялось много больше, чем «высоким» жанрам, — они становились полем для изощренных экспериментов со звуковой материей, творческой лабораторией, где нащупывались границы нового искусства.

Это особенно ясно слышно в поздних фортепианных пьесах Ференца Листа — следующей после опер Рихарда Вагнера поворотной точке в истории музыки на пути от позднего романтизма к искусству ХХ века. В произведениях, предвосхищающих открытия авторов Новой венской школы (Альбана Берга, Арнольда Шенберга, Антона Веберна), Лист вплотную подступает к поэтике модернизма, которая строится на логике вычитания и аскетизма. Вместо привычного для этого автора уподобления рояля оркестру с его мощью, полнозвучием и многокрасочностью здесь звучание приглушенное, графичное, подчеркнуто камерное, с тревожными паузами, разрывающими и без того острую, диссонансную музыкальную ткань.

Если Лист сравнивает свободную ассоциативность творческого процесса с логикой сна (ноктюрны En rêve и «Бессонница! Вопрос и ответ»), то у Александра Скрябина творчество оказывается синонимом природной стихии: в поэме «К пламени» оно вначале еле тлеет, но постепенно разгорается все сильнее, вплоть до экстатической кульминации.

Сергей Каспров отнюдь не случайно делает акцент на сочинениях композиторов, вошедших в историю как пианисты-виртуозы: процесс сочинения музыки происходит у них непосредственно во время исполнения — и неразрывно связан с работой тактильной, мышечной памяти. В «Забытом вальсе» Листа пальцы будто бы сами нащупывают ностальгический мотив салонного вальса, возвращающего автора в эпоху его молодости, но одновременно встроенного в напряженный гармонический контекст рубежа веков. В опере «Кавалер розы» Рихарда Штрауса, написанной за несколько лет до начала Первой мировой войны и гибели Австро-Венгерской империи, вальс звучит как символ культуры былых времен — и таким же символом для Валентина Сильвестрова уже в самом конце ХХ века становится музыка Моцарта.

Сергей Каспров (р. 1979, Москва) — пианист, клавесинист, органист. Историческому исполнению на клавишных инструментах учился в Московской консерватории у Алексея Любимова, органу — у Алексея Паршина, там же окончил аспирантуру как пианист, проходил стажировку в парижской консерватории Schola Cantorum под руководством Игоря Лазько. В 2005–2007 годах удостоен специального приза Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Женеве, Гран-при Международного конкурса молодых пианистов имени Марии Юдиной в Москве, первой премии на Рубинштейновском и Скрябинском конкурсах в Париже. Является постоянным участником фортепианных фестивалей в Европе и России: La Roque-d’Anthéron (Франция), Klarafestival (Бельгия), Chopin and His Europe (Польша), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), «Декабрьские вечера» и «Антиквариум» (Москва).

Программа

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Фантазия до минор, K. 396 (1782)

Перси Грейнджер (1882–1961)
«Прогулка по заключительному любовному дуэту из оперы Рихарда Штрауса „Кавалер розы“» (1927)


Валентин Сильвестров (р. 1937)
«Вестник-1996» (1996–1997)


Рихард Вагнер (1813–1883)
Листок из альбома. Элегия, WWV 93 (1869)
«Заклинание огня» из музыкальной драмы «Валькирия» (1856, транскрипция для фортепиано Луи Брассена, 1877)


Ференц Лист (1811–1886)
Экспромт, S. 191 (1872)
Забытый вальс № 1, S. 215 (1881)
En rêve, S. 207 (1885)
Сонет Петрарки № 104, S. 161 (1858)
«Бессонница! Вопрос и ответ», S. 203 (1883)
Багатель без тональности, S. 216a (1885)
«Серые облака», S. 199 (1881)

Александр Скрябин (1872–1915)
«К пламени», соч. 72 (1914)


Альбан Берг (1885–1935)
Соната, соч. 1 (1908)


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}