Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Скоро кончится век. Сольный концерт Алексея Любимова

Дата:
25 мар 2024, 19:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Алексей Любимов представляет позднего Брамса как провозвестника музыкального модернизма, а Шуберта — как провозвестника Брамса.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Алексей Любимов возвращается в Дом культуры «ГЭС-2» с сольной программой, посвященной творчеству Иоганнеса Брамса (1833–1897). Интерес пианиста к поздним сочинениям этого автора не случаен: главный отечественный специалист по интерпретации репертуара ХХ века, Любимов видит в них предвестников музыкального модернизма. Впервые подобную трактовку предложил Арнольд Шёнберг, который еще в 1933 году заметил на одной из лекций, что «Брамс с его академизмом был великим новатором музыкального языка», а в 1947 году подхватил эту мысль в статье «Брамс прогрессивный», воздав дань урокам «экономии — и одновременно богатства», а также «пластике формообразования». На страницах «Философии новой музыки» (1949) Шёнбергу вторит и Теодор Адорно, видевший в Брамсе «адвоката всесторонней экономии, отвергающего все лишнее и наносное и развивающего крайнюю сложность письма».

Фото: Аня Тодич

Эти качества сполна проявились в четырех сборниках фортепианных пьес, опубликованных в 1892 и 1893 годах и ставших итогом творческих исканий Брамса. Здесь композитор достигает предельного лаконизма высказывания и аскетичности в выборе выразительных средств. Большая часть этих миниатюр написана в жанрах каприччо и интермеццо: первые носят деятельный, оживленный характер, вторые проникнуты чувством сдержанной скорби или светлой печали. Здесь раскрываются потаенные, интимные грани душевной жизни автора — это его дневниковые заметки, лирические монологи.

В программе концерта они помещены в контекст музыкальной традиции XIX века: Алексей Любимов прослеживает ее эволюцию от 1820-х к 1890-м, сопоставляя два сборника Брамса с «Четырьмя экспромтами» (1827) Франца Шуберта — еще одним поздним циклом, написанным основоположником музыкального романтизма за несколько месяцев до смерти.

Алексей Любимов (р. 1944, Москва) — пианист, клавесинист, органист и дирижер. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, у Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Основатель и руководитель ансамбля «Музыка — ХХ век» (1969–1974), впервые в стране исполнившего произведения Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена, Джона Кейджа, Терри Райли и других современных авторов. С 1997 года возглавил в Московской консерватории факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ), который основал в содружестве с Натальей Гутман и Назаром Кожухарем. С 1998 года — профессор университета «Моцартеум» в Зальцбурге. Дискография насчитывает около 50 альбомов, изданных компаниями ECM, Erato, BIS, Sony, Decca, Megadisc, «Мелодия».

Программа

I отделение

Иоганнес Брамс (1833–1897)
Семь фантазий, соч. 116 (1892)
Каприччо ре минор
Интермеццо ля минор
Каприччо соль минор
Интермеццо ми мажор
Интермеццо ми минор
Интермеццо ми мажор
Каприччо ре минор

Франц Шуберт (1797–1828)
Четыре экспромта, D. 899 (1827)

II отделение

Иоганнес Брамс
Шесть пьес, соч. 118 (1893)
I. Интермеццо ля минор
II. Интермеццо ля мажор
III. Баллада соль минор
IV. Интермеццо фа минор
V. Романс фа мажор
VI. Интермеццо ми-бемоль минор

Две рапсодии, соч. 79 (1879)

* Из коллекции Музея-мастерской фортепиано Алексея Ставицкого (Рыбинск)

Фортепиано Blüthner* (1868)


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}