Сайт VAC

«Утро», «Полдень», «Вечер». Йозеф Гайдн, оркестр Pratum Integrum

Дата:
15 фев 2024
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Симфоническая трилогия молодого Йозефа Гайдна в исполнении оркестра Pratum Integrum.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

На протяжении долгого времени культурная мифология отводила трем венским классикам строго определенные роли в истории музыки. Моцарт воспринимался как связующее звено между искусством XVIII и XIX века, Бетховен — как революционер, распахнувший дверь в новое время. «Папаша Гайдн», как его прозвал автор «Волшебной флейты», в этой иерархии был частью далекого прошлого, композитором, навсегда оставшимся в уютном XVIII веке. Подлинное открытие музыки Гайдна произошло лишь во второй половине прошлого столетия, когда в нем увидели автора, смотревшего в будущее и спроектировавшего ту художественную реальность, в которой будут жить его потомки. Как отмечает композитор Сергей Невский, «Гайдн создал весь аппарат инструментальных жанров, которым мы пользуемся до сих пор». Отчаянный и смелый экспериментатор, создатель коллажной техники, эксцентрик, с легкостью сочетающий несочетаемое, играющий с ожиданиями публики и мастерски их обманывающий, Гайдн и сегодня выглядит актуальным художником.

Фото: Аня Тодич

Почему мне дорог Гайдн, помимо всего прочего, помимо прелести музыки как таковой? Именно тем, что он абсолютно непредсказуем. То есть он оперирует в определенной, уже известной идиоматике; однако всякий раз, каждую секунду происходит то, чего ты не в состоянии себе представить. Ну, конечно, если ты музыкант-профессионал, исполнитель, то — возможно — ты все это знаешь наизусть, и тебя ничего не удивляет. Но если ты просто обычный слушатель, то находишься в постоянном состоянии некоего изумления.

— Иосиф Бродский


Программа оркестра Pratum Integrum представляет музыку молодого Гайдна, созданную в те годы, когда сквозь едва зарождавшуюся эстетику раннего классицизма явственно проглядывало позднее барокко, а каноны жанра симфонии лишь начинали оформляться, не ограничивая свободу поиска рамками традиции.

Из ста с лишним симфоний композитора только три получили авторские программные подзаголовки. Трилогия «Времена дня» (Tageszeiten), объединившая симфонии № 6, 7 и 8, — яркий пример влияния на творчество Гайдна барочной традиции изобразительной музыки, знакомой нам по скрипичным концертам «Времена года» Антонио Вивальди и циклу кантат «Времена дня» Георга Филиппа Телемана. Гайдн начал работать над «Временами дня» весной 1761 года, вскоре после поступления на службу к князю Эстерхази, — принято считать, что виртуозный стиль трилогии сформировался под впечатлением от мастерства придворных музыкантов.

При всей обобщенности программы, театральная образность трилогии открыта для интерпретаций: начало «Утра» вызывало ассоциации с картиной рассвета, «Полдень» уподоблялся пиру, который сопровождался застольной музыкой, «Вечер» рисовал картину разыгравшейся непогоды (финал цикла носит подзаголовок «Буря»). Влияние барокко заметно и в выборе типа симфонии с солирующими инструментами — их развернутые партии не отделены от оркестра и не противопоставлены ему, как в концертных симфониях зрелого классицизма, но участвуют в общем ансамбле подобно «Бранденбургским концертам» Иоганна Себастьяна Баха.


Программа

Йозеф Гайдн (1732–1809)

Симфония № 6 ре мажор («Утро») Hob. I:6
I. Adagio — Allegro
II. Adagio — Andante — Adagio
III. Minuetto e Trio
IV. Finale: Allegro


Симфония № 7 до мажор («Полдень») Hob. I:7
I. Adagio — Allegro
II. Recitativo: Adagio — Allegro — Adagio
III. Minuetto e Trio
IV. Finale: Allegro


Симфония № 8 соль мажор («Вечер») Hob. I:8
I. Allegro molto
II. Andante
III. Minuetto e Trio
IV. La tempesta: Presto


Исполняют

Оркестр Pratum Integrum
Сергей Фильченко художественный руководитель


Pratum Integrum — оркестр, исполняющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Его название в переводе с латыни означает «некошеный луг»: это метафора, относящаяся к репертуару XVII–XIX веков, где до сих пор много неизвестных, но редких по красоте произведений. Оркестр впервые представил российской публике более 200 сочинений в самых разных жанрах, от сонат и концертов до опер и кантат. По инициативе Pratum Integrum к исполнению мелодрамы Евстигнея Фомина «Орфей» (1792) подключили роговой оркестр, впервые в Москве были сыграны «Страсти по Иоанну» Георга Гебеля (2009) и «Страсти по Марку» Баха в версии Йорна Бойзена (2018), клавирный Концерт до мажор Антонио Сальери (2019) и «Венера и Адонис» Джона Блоу (2019). Оркестр выступал под руководством прославленных мастеров исторического исполнительства — Тревора Пиннока и Петера Ноймана, Стефано Монтанари и Рейнхарда Гебеля, Роберта Холлингворта и Вацлава Лукса. Музыканты многократно участвовали в «Декабрьских вечерах» Пушкинского музея и крупных международных фестивалях — «Днях старинной музыки» в Регенсбурге и Musica Antiqua в Брюгге, концертировали в Магдебурге, Санкт-Петербурге, Гданьске, Амстердаме и Утрехте. Pratum Integrum получил престижную премию немецких музыкальных критиков Preis der deutschen Schallplattenkritik (2011).


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}