Сайт VAC

Бах. Ремикс. Проект Елены Ревич и Александра Хубеева

Дата:
15 мая 2024, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Скрипачка Елена Ревич и композитор Александр Хубеев вступают в диалог с выдающимся памятником музыкального барокко — написанным Иоганном Себастьяном Бахом в 1720 году циклом скрипичных сонат и партит для скрипки.

Программа

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Александр Хубеев (р. 1986)

Партита № 1 си минор BWV 1002
I. Allemanda — Double
II. Corrente — Double (Presto)
III. Sarabande — Double
IV. Tempo di Borea — Double

Партита № 3 ми мажор BWV 1006
I. Preludio
II. Loure
III. Gavotte en Rondeau
IV. Menuet I
V. Menuet II
VI. Bourrée
VII. Gigue

Соната № 2 BWV 1003
III. Andante
для скрипки соло и электроники
(1720/2024, мировая премьера)

Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»


Исполняют

Елена Ревич скрипка
Сергей Кочетков звукорежиссер

T

Музыка Иоганна Себастьяна Баха на протяжении многих веков оставалась зеркалом, в которое смотрелись композиторы и исполнители разных эпох — вслушиваясь в нее, пересочиняя ее, предлагая самые неожиданные трактовки и интерпретации. Романтические транскрипции Ференца Листа и Ферруччо Бузони, модернистский ричеркар из «Музыкального приношения» Антона Веберна, неоклассицистские Хоральные вариации Игоря Стравинского на тему рождественского гимна Vom Himmel hoch da komm’ich her, открывший историю музыки XXI века Contrapunctus XIX Лучано Берио: в каждом новом историческом и стилевом контексте произведения Баха срабатывали как лакмусовая бумажка, позволяя понять что-то важное о свойствах времени и его акустике.

Фото: Аня Тодич

Эту традицию продолжает совместный проект скрипачки Елены Ревич и композитора Александра Хубеева, которые вступают в диалог с выдающимся памятником музыкального барокко — написанным в 1720 году циклом скрипичных сонат и партит для скрипки. Как и другие композиторы XVIII века, Бах относился к нотному тексту как к прототипу, модели, подталкивающей исполнителей к развитию авторских идей в импровизации, степень удаленности которой от точки отсчета может быть очень разной. Композиционная структура «модель—версия», «инвариант—вариант» характерна для многих произведений Баха: именно так, к примеру, выстроен цикл скрипичной Партиты № 1, где за каждой из четырех танцевальных частей следует вариация-дубль.

Отталкиваясь от природы баховского текста, Александр Хубеев объединяет электронной партитурой две партиты (№ 1 и № 3) и медленную часть сонаты № 2, превращая их в цельную часовую метакомпозицию для солирующей скрипки и мультимедиа. Елена Ревич и Александр Хубеев напоминают: музыка Баха — это программа с открытым исходным кодом, в который заложен импульс к переосмыслению, потенциал для создания новых версий первоисточника.

Елена Ревич (р. 1973, Москва) — скрипачка. Училась в Московской государственной консерватории у Ирины Бочковой, в 1998 году получила диплом XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Сотрудничала с Юрием Башметом, Владимиром Юровским, Теодором Курентзисом и другими известными дирижерами. Часто становится первой исполнительницей многих сочинений современных российских композиторов — Сергея Невского, Дмитрия Курляндского, Ольги Раевой, Павла Карманова и др. Автор идеи и художественный руководитель фестиваля «Музыка на воде» (2014–2015), а также проекта «Галилео. Опера для скрипки и ученого», удостоенного трех номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска» (Электротеатр Станиславский, 2017). Постоянно гастролирует в России и Европе. Лауреат Молодежной премии «Триумф». Заслуженная артистка России.

Александр Хубеев (р. 1986, Пермь) — композитор, куратор. В 2011 году окончил композиторский факультет, в 2014 году — аспирантуру Московской государственной консерватории (класс композиции Юрия Каспарова, класс электроакустической музыки Игоря Кефалиди). Художественный руководитель Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском, сооснователь и куратор композиторских курсов reMusik.org в Санкт-Петербурге. Стипендиат международных летних курсов новой музыки в Дармштадте (Германия, 2014), победитель конкурса молодых композиторов Gaudeamus (Нидерланды, 2015), стипендиат Берлинской академии искусств (2018), резидент Международной конфедерации электроакустической музыки CIME (2019). Лауреат программы «Русская музыка 2.0» Aksenov Family Foundation (2020).

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}