Сайт VAC

Ницше говорит

Дата:
28 янв 2024
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Опыты музыкальных переводов: Антон Веберн пересочиняет Баха, Шёнберг перекладывает на музыку Байрона, Луи Андриссен отсылает к Ницше, а Курт Вайль развеивает музыкальные мифы прошлого со всей жесткостью, необходимой, чтобы выжить в настоящем.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

7 мая 1747 года прусский король Фридрих II, создатель и идеолог германской государственности, а по совместительству — флейтист и композитор, принимает во дворце Сан-Суси в Потсдаме Иоганна Себастьяна Баха. Монарх предлагает композитору музыкальную тему, на которую тот немедленно импровизирует фугу. Два месяца спустя Бах издает сборник произведений, написанных на Thema Regium («Королевскую тему»), — он получил название «Музыкального приношения» и вошел в историю как один из краеугольных камней музыки барокко.

Фото: Аня Тодич

31 августа 1928 года в Берлине проходит премьера «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта и Курта Вайля, сделавшей музыкальный театр трибуной политической борьбы и ставшей символом блестящего и трагического расцвета немецкой культуры 1920-х годов. История обаятельного убийцы и главаря лондонских налетчиков Мэкки-Ножа была «рождена эпохой, которая отняла у человека все существовавшие до сих пор гарантии истинности и надежности. Главный объект брехтовской атаки — искусство, создающее и внушающее иллюзии»: так сформулировала творческое кредо авторов «Трехгрошовой оперы» театровед Ольга Федянина. Центральная роль в борьбе с иллюзиями отведена оркестру Вайля: его фирменный антиакадемичный, бескомпромиссно жесткий саунд был впервые запатентован именно в «Трехгрошовой», где кабаретные духовые, банджо и рояль заняты издевательским развенчиванием музыкальных мифов прошлого — от барочной полифонии до романтической оперы.

В 1934 году, вскоре после падения Веймарской республики, Антон Веберн начинает работу над оркестровой версией шестиголосного ричеркара из «Музыкального приношения». Мелодическая линия подлинника разделяется между инструментами камерного оркестра, так что каждая нота получает свой тембровый оттенок — Веберн переводит Баха на язык своего времени, создавая шедевр музыкального пуантилизма. Каждый звук, каждый аккорд изолированы друг от друга, связи между ними не слишком прочны: оркестровка Веберна с ее калейдоскопическим мерцанием оттенков превращает баховский текст в музыкальный слепок распадающейся ткани реальности 1930-х.

В 1942 году учитель Веберна Арнольд Шёнберг сочиняет «Оду Наполеону Бонапарту» для чтеца, струнного квартета и фортепиано — текст лорда Байрона (1814), обращенный против тиранической власти, становится поводом не просто для гневного антифашистского памфлета, но для яростного высказывания о крахе гуманистической цивилизации, о разочаровании в человеке, в его смысле и назначении.

В 1989 году голос чтеца (на этот раз в сопровождении камерного оркестра) вновь звучит в произведении «Ницше говорит» Луи Андриссена: его российская премьера резюмирует сюжеты и мотивы первого концерта цикла «Что современно?». Используя тексты философа, которого потомки объявили крестным отцом ХХ века, голландский композитор подводит предварительные художественные итоги уходящего столетия, параллельно размышляя на свои излюбленные темы: о месте артиста в обществе, о примирении поляризованных миров «серьезной» музыки и «низких жанров», о судьбах музыкального авангарда и о том, можно ли, перефразируя Годара, писать музыку «политически».


Программа

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Антон Веберн (1883–1945)
Фуга (ricercata) из «Музыкального приношения» BWV 1079 (1742—1749/1935)
для камерного оркестра

Курт Вайль (1900–1950)
«Маленькая трехгрошовая музыка» (1928)
для духового оркестра

I. Увертюра
II. Баллада о Мэкки-Ноже
III. «Вам бы всем»-зонг
IV. Баллада о приятной жизни

V. Песня Полли
VI. Танго-баллада
VII. Солдатская песня
VIII. Трехгрошовый финал

Арнольд Шёнберг (1874–1951)
«Ода Наполеону Бонапарту» (1942)
для чтеца, фортепиано и струнного квартета

Луи Андриссен (1939–2021)
«Ницше говорит» (1989, первое исполнение в России)
для чтеца, духовых, двух фортепиано и струнных


Исполняют

Федор Леднёв дирижер
Александр Белоусов чтец

Московский ансамбль современной музыки | МАСМ
Богдан Королек
ведущий концерта




Федор Леднёв (р. 1971, Минск) — дирижер. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.

Александр Белоусов (р. 1977, Кировоград) — композитор, режиссер, певец. Учился в Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского, в Лаборатории Анатолия Васильева, Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. Автор и постановщик оперы «Маниозис 1+2» в Электротеатре Станиславский. Автор музыки к нескольким фильмам, спектаклям Электротеатра: «Гроза» (2015), «Перед заходом солнца» (2016) — в соавторстве с Олегом Макаровым, Dostoevsky.fm (2018), «Помолвка» (2020), «Книга Серафима» (2020). Композитор второй оперы проекта Бориса Юхананова «Нонсенсорики Дримса» (2022). Номинант «Золотой Маски» за лучшую работу композитора («Книга Серафима», «Нонсенсорики Дримса»). Поставил несколько фильмов как режиссер. Куратор программы «Электростатика» в Электротеатре Станиславский.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова. МАСМ первым из российских ансамблей сосредоточился на музыке XX и XXI веков и поддержке современных композиторов. На его счету более 1000 российских и мировых премьер.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}