Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

33 вариации о 33 вариациях. Федор Леднёв, Ярослав Тимофеев, МАСМ

Дата:
15 июн 2024, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Место:
Проспект
Возрастные ограничения
12+

Дирижер Федор Леднёв представляет московскую премьеру «сочиненной интерпретации» Ханса Цендера.

Программа

T

Ханс Цендер (1936–2019)
33 вариации о 33 вариациях (2011/2019)
сочиненная интерпретация «Вариаций на тему вальса Диабелли» Людвига ван Бетховена
(первое исполнение в Москве)

В 1819 году венский издатель и композитор Антон Диабелли предложил коллегам написать по одной вариации на его тему. Среди откликнувшихся были Франц Шуберт, совсем юный Ференц Лист и другие, менее заметные авторы первой трети XIX века, чьи произведения планировалось выпустить под одной обложкой. Бетховен от участия в коллективном проекте отказался, но в 1823 году закончил работу над «33 вариациями на тему вальса Антона Диабелли» — своим самым масштабным сочинением для фортепиано. Из материала, который сам композитор поначалу посчитал банальным, вырастает едва ли не самый сложно организованный вариационный цикл в истории музыки: пианист Ханс фон Бюлов называл «33 вариации» «микрокосмом бетховенского гения вообще и отражением всего мира звуков».

Исполняют

Московский ансамбль современной музыки | МАСМ

Федор Леднёв дирижер
Ярослав Тимофеев ведущий концерта

Фото: Аня Тодич

Немецкий композитор Ханс Цендер (1936–2019) вошел в историю искусства ХХ века как создатель жанра «сочиненной интерпретации» — оркестровых версий произведений европейского музыкального канона, балансирующих между «абсолютной верностью оригиналу и полным его разрушением». После «Зимнего пути Шуберта» (1993) и «Шуман-фантазии» (1997) Цендер пересочиняет «Диабелли-вариации» — с той же степенью свободы, с которой сам Бетховен обращался с темой первоисточника. «33 вариации о 33 вариациях» (2011/2019) напоминают о том, каким авангардом для своего времени был музыкальный язык бетховенского цикла: Цендер исследует феномен того, что Теодор Адорно применительно к стилю позднего Бетховена называл «радикальным раскрепощением музыки».

Федор Леднёв (р. 1971, Минск) — дирижер. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова. МАСМ первым из российских ансамблей сосредоточился на музыке XX и XXI веков и поддержке современных композиторов. На его счету более 1000 российских и мировых премьер.

Ярослав Тимофеев (р. 1988, Новгород) — музыковед, ведущий концертов, лектор. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Главный редактор журнала «Музыкальная академия». С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/2018 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/2019 — постоянный соавтор и ведущий проекта «Язык музыки», с сезона 2021/2022 — автор и ведущий цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/2023 — автор и ведущий цикла «Весь Стравинский». С 2017 года — участник инди-группы OQJAV (фортепиано).

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}