Сайт VAC

Брукнер–200

Дата:
17 апр 2024, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Исполнение Седьмой симфонии Антона Брукнера, приуроченное к 200-летию со дня рождения композитора.

Программа

T

Антон Брукнер (1824–1896)
Симфония № 7 ми мажор WAB 107 (1883)
переложение для камерного оркестра Ханса Эйслера, Эрвина Штайна и Карла Ранкла

I. Allegro moderato
II. Adagietto. Sehr feierlich und sehr langsam
III. Scherzo. Sehr schnell — Trio. Etwas langsamer
IV. Finale. Bewegt, doch nicht schnell


Дирижер Федор Леднёв и лучшие инструменталисты Петербурга, объединившиеся вокруг скрипача Владислава Песина, продолжают начатую в прошлом сезоне ревизию наследия Общества частных музыкальных представлений Арнольда Шёнберга.

Исполняют

Федор Леднёв дирижер

Георгий Мансуров кларнет
Хайро Химено валторна
Дмитрий Клеменок ударные
Александра Листова, Николай Мажара фортепиано
Станислава Загидуллина фисгармония
Владислав Песин, Мария Стратонович скрипка
Любовь Лазарева альт
Евгений Румянцев виолончель
Маргарита Рыбкина контрабас

Фото: Аня Тодич

Считавшийся при жизни консерватором и архаистом, Антон Брукнер был по-настоящему открыт как радикальный новатор лишь во второй половине ХХ века и оказал заметное влияние на развитие послевоенной музыкальной сцены. Модернистскую природу творчества Брукнера особенно ярко подчеркивает камерная версия Седьмой симфонии, созданная в 1921 году по заказу Шёнберга для одиннадцати исполнителей (кларнет, валторна, ударные, два фортепиано, фисгармония и струнный квинтет) и ставшая коллективным проектом его учеников. Обработку первой и третьей части осуществил Ханс Эйслер, транскрипцию второй — Эрвин Штайн, а за четвертую отвечал Карл Ранкл.

Работу над семидесятиминутной Седьмой симфонией Брукнер начал в 1881 году. 26 июля 1882-го композитор встретился в Байройте со своим кумиром Рихардом Вагнером и побывал на мировой премьере «Парсифаля». Эхо этих событий образует внутреннюю программу произведения: средостение Седьмой, ее медленную часть, Брукнер сочинял, предчувствуя скорую кончину Вагнера. Согласно легенде, кульминационный удар тарелок во второй части был вписан в партитуру 13 февраля 1883-го, когда из Венеции пришла новость о смерти автора «Тристана и Изольды». «Я думал, что жить без Вагнера невозможно. И тут мне пришло на ум Adagio. Я сочинил в честь учителя траурную музыку», — рассказывал впоследствии Брукнер. И добавлял, что главную тему первой части у низких струнных ему продиктовал во сне друг со словами: «Запомни ее, она принесет тебе счастье».

Впервые исполненная под управлением Артура Никиша годом позже, Седьмая подарила 70-летнему Брукнеру триумфальный успех, с которым композитор при жизни больше не встретится.

Федор Леднёв (р. 1971, Минск) — дирижер. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}