Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Ремонт старых кораблей

Дата:
19 сен–20 дек 2023
Тип:

Четыре века истории музыки как кроличья нора — в новой кураторской музыкальной программе «ГЭС-2».

T

Диалог старого и нового искусства, игра с перспективой музыкальной традиции, поиск точек пересечения эпох и стилей — таков круг сюжетов кураторской программы «Ремонт старых кораблей», которая будет представлена в Доме культуры «ГЭС-2» с сентября по декабрь 2023 года. Ее герои — на первый взгляд совершенно непохожие друг на друга композиторы, принадлежащие четырем столетиям истории музыки, с XVIII по XXI: стирая барьеры между классическим и актуальным, все они соединяют различные исторические и социальные измерения через кроличьи норы искусства, сшивают времена — и одновременно вступают в резонанс с нашей собственной эпохой, помогая разобраться в ее акустике.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Не пытались ли Элиот и я сам ремонтировать старые корабли, тогда как другая сторона — Джойс, Шёнберг — искали новые виды транспорта? Я полагаю, что это противопоставление, которое в прошлом поколении было ходячим, теперь исчезло. Всякая эпоха обретает свое лицо лишь при ретроспективном взгляде, суть которого в удобной рубрикации, но каждый художник знает, что он — часть единого целого. <...> Настоящим делом художника и является ремонт старых кораблей. Он может повторить по-своему лишь то, что уже было сказано.

— Игорь Стравинский

Объединенные «общим множителем», о котором писал когда-то поэт Велимир Хлебников в стихотворении «Я не знаю, Земля кружится или нет» (1909), открывающем программу, концерты «Ремонта старых кораблей» складываются в единое повествование. Связи между семью его частями специально разомкнуты так, чтобы их можно было достраивать самостоятельно. В этом зрителю помогут оркестры Questa Musica и Pratum Integrum, ансамбли Speech Quartet и N’Caged, пианисты Арсений Тарасевич-Николаев и Юрий Фаворин. Программу открывают выступления ведущих российских дирижеров среднего поколения: Федор Леднёв продолжит начатую в прошлом сезоне ревизию симфоний Густава Малера и наследия «Общества частных музыкальных представлений» Арнольда Шёнберга, Филипп Чижевский проведет второй концерт из полного цикла симфоний Людвига ван Бетховена.

Иллюстрация: Маша Базилевская

Четвертая симфония Густава Малера (1900) — едва ли не самый ранний образец музыкальной неоклассики: вплотную подходя к границе нового и новейшего времени, композитор воскрешает мир венского классицизма и раннего романтизма. Совсем скоро от его строгости и цельности останутся одни осколки — камерная версия Четвертой, созданная в 1920-е для концертов «Общества частных музыкальных представлений», фиксирует последствия Большого взрыва, окончательно разрушившего реальность, по которой Малер ностальгировал в оригинальной партитуре. Уже на излете ХХ века тоска художника-модерниста по романтической утопии станет ключевой темой творчества лидера послевоенного итальянского авангарда Луиджи Ноно: она особенно ясно слышна в масштабном вокальном цикле Quando stanno morendo (1982), написанном на тексты Велимира Хлебникова, Александра Блока и Бориса Пастернака — в рамках «Ремонта старых кораблей» он прозвучит в исполнении вокального ансамбля N’Caged под управлением Арины Зверевой.

«Постоянно раздвигать границы допустимого, испытывать традицию на прочность (иногда — на разрыв)»: так сформулировала кредо Людвига ван Бетховена музыковед Лариса Кириллина. Третья «Героическая» симфония (1803) — манифест авангардиста ХIХ века, который стремится к радикальному обновлению языка, форм, жанров, но одновременно ассимилирует традиции прошлого, «виртуозно поворачивая их совершенно неожиданными сторонами». Схожим образом почти три столетия спустя поступает Александр Рабинович-Бараковский — один из важнейших героев позднесоветской музыкальной сцены, после эмиграции в 1974 году фактически преданный на родине забвению. Концертная симфония для фортепиано с оркестром «Заклинания» (1996) выглядит квинтэссенцией его стиля: расхожие идиомы и клише классико-романтического репертуара композитор превращает в повторяющиеся орнаменты, развивая идеи Стива Райха и Филипа Гласса. Но если практики американских минималистов вдохновлены восточной философией, то музыка Рабиновича-Бараковского — феномен плоть от плоти западного искусства: прямой наследник Листа и Рахманинова, он продолжает практически исчезнувшую сегодня традицию виртуозного письма композиторов-пианистов.

Работа с узнаваемыми художественными моделями, с универсальными механизмами культуры, присвоенными и пересобранными заново, растворение чужого материала или собственное растворение в нем: сформулированная и последовательно реализованная в середине ХХ века Игорем Стравинским, творческая стратегия «ремонта старых кораблей» оказала решающее влияние на формирование нескольких поколений современных российских композиторов — от Юрия Красавина, чей 70-летний юбилей Дом культуры «ГЭС-2» отметит авторским концертом, Леонида Десятникова и Виктора Екимовского до Антона Светличного: мировая премьера его нового сочинения состоится на заключительном концерте программы. Своеобразной премьерой станет и исполнение балета «Аполлон Мусагет» самого Игоря Стравинского: оркестр Pratum Integrum впервые в России сыграет его на исторических инструментах, нейтрализуя ностальгию Стравинского по золотому веку европейской музыки от Люлли до Чайковского — и обнажая модернистскую природу этого неоклассицистского шедевра.

Программа

Когда: 19 сен
Дария Маминова, Густав Малер 
Исполняет: Федор Леднёв

Когда: 12 окт
Авторский вечер Юрия Красавина

Когда: 19, 20 окт
Людвиг ван Бетховен, Александр Рабинович-Бараковский 
Исполняют: Филипп Чижевский, Арсений Тарасевич-Николаев, ансамбль Questa Musica

Когда: 10 ноя 
Игорь Стравинский, Иоганн Себастьян Бах, Виктор Екимовский 
Исполняет: оркестр Pratum Integrum

Когда: 17 ноя
Луиджи Ноно
Исполняют: Арина Зверева, N’Caged

Когда: 16 дек
Иоганн Себастьян Бах 
Исполняет: Юрий Фаворин

Когда: 20 дек
Московский ансамбль современной музыки

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}