В программе «Ремонт старых кораблей» свою трактовку цикла предложит пианист-интеллектуал Юрий Фаворин — в Актовом зале «
Гольдберг-вариации. Юрий Фаворин
- Дата:
16 дек 2023
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Иоганн Себастьян Бах (1685—1750)
Ария с 30 вариациями BWV 988
(«Гольдберг-вариации»)
Исполняет
Юрий Фаворин фортепиано
Иллюстрация: Маша Базилевская
В начале XVIII века на немецкой музыкальной сцене разгорелась ожесточенная дискуссия вокруг «ученой» полифонической музыки — часть современников Баха считала ее архаикой и пережитком прошлого, другая видела в полифонии вершину развития композиторского искусства. Своеобразным ответом на этот спор консерваторов и прогрессистов стали завершенные в 1741 году «Гольдберг-вариации» — один из главных шедевров позднего Баха, в котором композитор синтезирует традиционные формы музыкального мышления с самыми актуальными художественными веяниями своего времени, прежде всего — с так называемым галантным стилем, распространившимся в европейской музыке 1730–1740-х годов. «Соединяя разнообразные национальные музыкальные стили — итальянский, французский, польский, немецкий, Бах мастерски воссоздает атмосферу космополитичного Дрездена, откуда он черпал многие новые идеи», — отмечает музыковед Александр Великовский.
«Гольдберг-вариации» — союз музыки и метафизики, царство трансцендентного мастерства. Говоря кратко, эта музыка не имеет ни начала, ни конца; в ней нет ни настоящей кульминации, ни настоящего разрешения; это музыка, которая, подобно бодлеровским любовникам, «покоится легко на крыльях ветров вольных». Ее единство постигается интуитивно, оно рождено мастерством и тщанием, достигшими высшей ступени, и явлено нам (что редкость в искусстве) в образе подсознательной идеи, торжествующей на вершине могущества.
— Гленн Гульд
Обстоятельства появления цикла доподлинно неизвестны. Прежде Бах обращался к форме вариаций лишь однажды, в «Арии с вариациями в итальянском стиле» (1709). Принято считать, что «Гольдберг-вариации» были написаны по заказу российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга, который помог Баху получить должность композитора при дворе Августа, короля польского и курфюрста саксонского. Сочинение получило название по имени личного музыканта графа Кейзерлинга — клавесиниста Иоганна Готлиба Гольдберга, который, вероятно, и был первым исполнителем цикла.
Фото: Аня Тодич
Самое масштабное клавирное произведение, опубликованное в эпоху барокко, «Гольдберг-вариации» по сей день поражают художественным многообразием, универсальностью музыкального языка и классическим совершенством пропорций. Симметричная конструкция — тема-ария проводится дважды, в начале и конце сочинения, состоящего из двух подциклов, каждый из которых делится на 15 вариаций, — породила множество догадок об источниках вдохновения композитора. Одни исследователи видели в цикле воплощение средневековой картины мира, разделенного на две отражающие друг друга полусферы, земную и небесную. Другие трактовали его сквозь призму идей Платона о гармонии сфер (и каждой вариации приписывали свою планету), третьи находили тут музыкальную интерпретацию принципов ораторского искусства, четвертые — попытку Баха построить произведение на математических принципах и символике чисел.
Юрий Фаворин (р. 1986, Москва) — окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, совершенствовался там же у Михаила Воскресенского и в Университете Моцартеум в Зальцбурге у Жака Рувье. Выступает с сольными концертами и в ансамбле с ведущими симфоническими и камерными оркестрами России, Европы, Японии. Совместно с композитором Алексеем Сысоевым и перкуссионистом Дмитрием Щелкиным организовал ансамбль свободной импровизационной музыки Error 404.