Сочинения Баха, Ребеля, Екимовского, а также премьерное исполнение «Аполлона Мусагета» Стравинского на исторических инструментах.
Теория аффектов. Бах, Стравинский, Екимовский. Оркестр Pratum Integrum
- Дата:
10 ноя 2023
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Бранденбургский концерт № 3 соль мажор BWV 1048 (1721)
I. Allegro
II. Adagio
III. Allegro
Виктор Екимовский (р. 1947)
Бранденбургский концерт (Композиция 28) (1979)
для камерного оркестра
I. Allegro
II. Adagio
III. Allegro
Жан-Фери Ребель (1666–1747)
«Характеры танца» (1715)
Игорь Стравинский (1882–1971)
«Аполлон Мусагет» (1928)
Балет в двух картинах для струнного оркестра
Первая картина
Пролог. Рождение Аполлона
Вторая картина
Вариация Аполлона
Pas d’action
Вариация Каллиопы
Вариация Полигимнии
Вариация Терпсихоры
Вариация Аполлона
Pas de deux
Кода
Апофеоз
Жан-Фери Ребель, выросший при французском дворе, удивлял своей игрой на скрипке Людовика XIV и Жана Батиста Люлли. Его «Характеры танца» — каталог балетных мод 1715 года, в котором блистали первые танцовщицы эпохи Короля-Солнце. Двести три года спустя в «Аполлоне Мусагете» Игоря Стравинского струнный оркестр напоминает о легендарном ансамбле «Двадцать четыре скрипки короля»: это классический балет, содержащий все традиционные хореографические формы, но сжатый до сорокаминутного конспекта. Оба сочинения — рентгеновские снимки балетного искусства своего времени и оды в его честь. «Аполлон» ориентируется на традицию французского барокко XVIII века, пропущенную сквозь фильтр авангарда начала ХХ века. Оркестр Pratum Integrum впервые в России исполнит «балет в двух картинах для струнного оркестра» на исторических инструментах, нейтрализуя ностальгию Стравинского по золотому веку европейской музыки — и обнажая модернистскую природу этого неоклассицистского шедевра.
Исполняют
Оркестр Pratum Integrum
Сергей Фильченко — художественный руководитель
Иван Худяков-Веденяпин — дирижер
Сергей Кочетков —звукорежиссер
Иллюстрация: Маша Базилевская
«Почти вся музыка „Аполлона“ обнаруживает стремление соткать новую ткань из старых ниток» — это замечание музыковеда Бориса Асафьева точно подчеркивает суть творческой стратегии «ремонта старых кораблей», изобретенной Стравинским. Работа с узнаваемыми художественными моделями и их интерпретацией, игра с музыкальной традицией, с универсальными механизмами культуры, присвоенными и пересобранными заново, — сформулированный и последовательно реализованный Стравинским, этот метод повлиял на формирование сразу нескольких поколений современных российских композиторов.
В «Композиции 28» Виктора Екимовского объектом деконструкции становится цикл из шести Бранденбургских концертов Иоганна Себастьяна Баха, памятник оркестровой музыки XVIII века. По-своему развивая идею «ремонта старых кораблей», «Бранденбургский концерт» Екимовского (1979) уже мало чем напоминает об «игре в барокко» Стравинского: по меткому наблюдению композитора Бориса Филановского, «разница между ними примерно такая же, как между художником, использующим технику офорта, и другим, режущим и клеящим офорты Рембрандта — или копирующим их, но все сразу».
Pratum Integrum — оркестр, исполняющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Его название в переводе с латыни означает «некошеный луг»: это метафора, относящаяся к репертуару XVII–XIX веков, где до сих пор много неизвестных, но редких по красоте произведений. Оркестр впервые представил российской публике более 200 сочинений в самых разных жанрах, от сонат и концертов до опер и кантат. По инициативе Pratum Integrum к исполнению мелодрамы Евстигнея Фомина «Орфей» (1792) подключили роговой оркестр, впервые в Москве были сыграны «Страсти по Иоанну» Георга Гебеля (2009) и «Страсти по Марку» Баха в версии Йорна Бойзена (2018), клавирный Концерт до мажор Антонио Сальери (2019) и «Венера и Адонис» Джона Блоу (2019). Оркестр выступал под руководством прославленных мастеров исторического исполнительства — Тревора Пиннока и Петера Ноймана, Стефано Монтанари и Рейнхарда Гёбеля, Роберта Холлингворта и Вацлава Лукса. Музыканты многократно участвовали в «Декабрьских вечерах» Пушкинского музея и крупных международных фестивалях — «Днях старинной музыки» в Регенсбурге и Musica Antiqua в Брюгге, концертировали в Магдебурге, Санкт-Петербурге, Гданьске, Амстердаме и Утрехте. Pratum Integrum получил престижную премию немецких музыкальных критиков Preis der deutschen Schallplattenkritik (2011).
Иван Худяков-Веденяпин (р. 1998, Санкт-Петербург) — дирижер. Окончил Санкт-Петербургское хоровое училище имени М. И. Глинки (2017) и Санкт-Петербургскую консерваторию (2022) по классу оперно-симфонического дирижирования. Принимал участие в мастер-классах Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Теодора Курентзиса, Фабио Мастранджело и Дениса Власенко. Сотрудничает с симфоническими оркестрами Волгоградской и Ульяновской филармоний. С 2021 года — дирижер Пермской оперы.