Третья симфония Бетховена и первое в России исполнение «Заклинаний» Александра Рабиновича-Бараковского.
Заклинания. Людвиг ван Бетховен, Александр Рабинович-Бараковский
- Дата:
- 19–
20 окт 2023
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Симфония № 3 «Героическая»
I. Allegro con brio
II. Marcia funebre. Adagio assai
III. Scherzo. Allegro vivace
IV. Finale. Allegro molto
Александр Рабинович-Бараковский (р. 1945)
«Заклинания»
Концертная симфония для фортепиано с оркестром
(первое исполнение в России)
«Постоянно раздвигать границы допустимого, испытывать традицию на прочность (иногда — на разрыв)»: так сформулировала творческое кредо Людвига ван Бетховена музыковед Лариса Кириллина. Законченная в 1803 году Третья симфония открыла новый век истории музыки — нарушая привычные правила построения крупной симфонической формы, выделяясь смелым гармоническим языком, а главное — меняя взгляды на музыкальное время и пространство. Если у венских классиков общая продолжительность симфонического цикла, как правило, не выходила за рамки 25–30 минут, то хронометраж Третьей превышал этот эталон ровно в два раза. «Героическая» — манифест авангардиста ХIХ века, стремящегося к радикальному обновлению языка, форм, жанров, но одновременно ассимилирующего традиции прошлого, которые Бетховен «виртуозно умел поворачивать совершенно неожиданными сторонами».
Исполняют
Дирижер
Филипп Чижевский
Фортепиано
Арсений Тарасевич-Николаев
Оркестр Questa Musica
Иллюстрация: Маша Базилевская
Схожим образом почти три столетия спустя поступает и Александр Рабинович-Бараковский — один из ключевых героев позднесоветской музыкальной сцены, после эмиграции в 1974 году фактически преданный на родине забвению. Концертная симфония для фортепиано с оркестром «Заклинания» (1996) выглядит квинтэссенцией его стиля: расхожие идиомы и клише классико-романтического репертуара композитор превращает в повторяющиеся паттерны, развивая идеи Стива Райха и Филипа Гласса. Но если практики американских минималистов были вдохновлены восточной философией, то музыка Рабиновича-Бараковского — феномен плоть от плоти западного искусства: прямой наследник Листа и Рахманинова, он продолжает практически исчезнувшую сегодня традицию виртуозного письма композиторов-пианистов.
Фото: Аня Тодич
Филипп Чижевский (р. 1984, Москва) — окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского: учился хоровому дирижированию у Станислава Калинина и оперно-симфоническому дирижированию — у Валерия Полянского, а с 2011 года начал там же преподавать и занял пост дирижера Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель — Валерий Полянский). С 2014 года — приглашенный дирижер Большого театра России, где выпустил премьеры опер «Франциск» Сергея Невского (2012) и «Перикола» Жака Оффенбаха (2019). Помимо уже перечисленных постановок с ансамблем Questa Musica, за его плечами — «Кармен» Жоржа Бизе в Пермском театре оперы и балета (2021), а также оперы «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (Большой театр, 2021). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа дирижера» и Международной музыкальной премии BraVo в номинации «Опера года» за постановку «Триумф Времени и Бесчувствия».
Арсений Тарасевич-Николаев (р. 1993, Москва) — учился в Центральной музыкальной школе у Александра Мндоянца и Московской консерватории у Сергея Доренского. Еще школьником одержал победу в пяти международных юношеских конкурсах, включая «Новые имена». В возрасте 19 лет стал победителем Международного конкурса пианистов имени А. Н. Скрябина в Москве, а позднее — лауреатом состязаний в Кливленде (2013), Бергене (2014) и Сиднее (2016). За конкурсными успехами последовало подписание контракта со звукозаписывающими компаниями Decca Classics и Universal Music. В 2017 году музыкант был удостоен серебряной награды Академии Киджи в Сиене. В июне 2022 года стал лауреатом I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (серебряная медаль). Концерты Тарасевича-Николаева проходили в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Северенс-холле в Кливленде и на других известных сценах Европы, Америки и Азии.
Ансамбль Questa Musica основан в 2008 году Филиппом Чижевским. В его репертуар входят произведения русских и зарубежных классиков в диапазоне от музыки эпохи Возрождения и барокко до сочинений современных композиторов. Коллектив выступает с концертами в России и по всему миру, принимает участие в оперных и драматических постановках: на его счету — «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра для творческого объединения «Опергруппа» (2012), «Страсти по Никодиму» Александра Маноцкова для проекта «Платформа» (2013), «Сверлийцы» (2015) и «Галилео» (2017) в Электротеатре Станиславский, «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в постановке Константина Богомолова на сцене МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (2018).