Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Раскол. Пять актов о «Хованщине»

Дата:
20 дек 2023
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
16+

Программу «Ремонт старых кораблей» завершает мировая премьера нового произведения Антона Светличного, написанного специально по заказу Дома культуры «ГЭС-2».

Программа

T

Антон Светличный (р. 1982)
«Раскол. Пять актов о „Хованщине“»
(2023, мировая премьера)
Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»


В «Расколе» композитор ведет диалог с музыкой «Хованщины» Модеста Мусоргского — одного из главных шедевров русского оперного канона, в основу которого положены исторические события конца XVII века с их борьбой старого и нового накануне петровских реформ.

Исполняют

Московский ансамбль современной музыки | МАСМ

Федор Леднёв дирижер

Иллюстрация: Маша Базилевская

Партитура Светличного — не ремейк, а скорее упражнение в свободной рекомпозиции, развивающее метод «сочиненной интерпретации» немецкого композитора Ханса Цендера (1936–2019), который был основан на парадоксальных переключениях между разными и часто взаимоисключающими формами обращения с первоисточником — от бережного сохранения до тотального демонтажа. Пять частей сорокаминутного «Раскола» воспроизводят в уменьшенном масштабе пропорции пяти действий «Хованщины» — так Луи Андриссен сочинял De Stijl (1994), измерив картину Пита Мондриана «Композиция с красным, синим и желтым» (1930). Неортодоксальные находки Мусоргского в гармонии и оркестровке Светличный органично вписывает в новые музыкальные контексты, а драматургия пьесы, реализуя программный тезис автора «Хованщины» — «прошедшее в настоящем», оказывается связана многими нитями с последующей историей России.

Подзаголовок пьесы Светличного отсылает сразу к нескольким источникам: опере Владимира Раннева («Два акта», 2014), книгам Умберто Эко («Пять эссе на темы этики», 1997) и Ричарда Тарускина («Мусоргский. Восемь эссе и эпилог», 1993). В «Расколе» современные исполнительские и композиционные техники сочетаются с практиками джазового музицирования, а расшифровки спектра колоколов Московского Кремля, сделанные Константином Сараджевым, — со ссылками на саундтрек к «Ивану Грозному» (1944) Сергея Эйзенштейна. Отправной точкой для размышлений над «Хованщиной» стала постановка оперы Мусоргского, осуществленная в 2007 году в Баварской опере Дмитрием Черняковым, которому автор мысленно посвящает партитуру «Раскола».

Антон Светличный (р. 1982, Ростов-на-Дону) — композитор, эссеист. Окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова по классу композиции. Победитель конкурса композиторов «Пифийские игры» (2007). Член группы композиторов «Сопротивление материала» (СоМа). Сооснователь ансамбля современной музыки InEnsemble.

Федор Леднёв (р. 1971, Минск) — дирижер. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова. МАСМ первым из российских ансамблей сосредоточился на музыке XX и XXI веков и поддержке современных композиторов. На его счету более 1000 российских и мировых премьер.


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}