Панчи и рифмы. Авторский вечер Юрия Красавина
- Дата:
12 окт 2023
- Возрастные ограничения
- 12+
Концерт-ретроспектива, в программу которого вошли произведения разных лет и жанров, представляющие все многообразие творчества Юрия Красавина.
Юрий Красавин (р. 1953)
Концерт № 2
Для фортепиано с оркестром (1999)
«Эшер-вариации»
Для камерного ансамбля (2022, написано по заказу Дома культуры «
Scardanelli
Для девяти инструментов (1982)
«Вертер»
Сентиментальная музыка для фортепиано (1983)
«Новгородский концерт»
Для фортепиано в четыре руки и струнных (2002)
В октябре 2023 года Юрию Красавину исполняется 70 лет. Дом культуры «
Исполняют
Московский ансамбль современной музыки | МАСМ
Федор Леднёв дирижер
Настасья Хрущёва фортепиано
Ярослав Коваленко, Алексей Боловлёнков фортепиано
Иллюстрация: Маша Базилевская
Юрий Красавин принадлежит поколению ленинградских композиторов, вышедших на музыкальную сцену в конце 1970-х годов. С Леонидом Десятниковым и Анатолием Королевым его роднит творческий метод, который Игорь Стравинский некогда описал как «ремонт старых кораблей»: работа с жанровыми моделями прошлого, растворение чужого тематического материала или собственное растворение в нем. Риторика Красавина — не излюбленное композиторами со времен Малера «создание миров», не прокофьевские «вопросы, брошенные в вечность», а «люблю возиться с чужим материалом».
Вместо сотворения миров — скрупулезная работа с микроскопом и пинцетом: его сочинения всегда отличает качество выделки деталей, каллиграфическое инструментальное письмо, идет ли речь о небольшом ансамбле или огромном оркестре. Вместо строгого разделения категорий смешного и высокого — трудно поддающийся анализу сплав ироничного и задушевного, юмора и серьезности. Красавин хорошо знает, что публика любит испытывать радость узнавания. Он всякий раз убаюкивает слушателя общими местами музыки прошлого, чтобы в следующую секунду разбудить и огорошить.
Красавин (композитор-Панч, композитор панча) — любитель внезапных ударов под дых, персонаж-трикстер, эксцентрик и острослов, всегда держащий наготове дубинку или цирковой хлыст. Каждый из таких coup de musique обычно уравновешен поэтическим отступлением, моментом размытия реальности и выхода в пространство сюрреального. Система ударов и размытий является в случае Красавина смыслообразующей — и ясно, что красавинские удары под дых есть частные случаи нежности.
Богдан Королёк, сокуратор проекта
Юрий Красавин (р. 1953, Ленинград) — композитор. Родился в Харькове. Учился в Краснодарском, затем в Ленинградском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Галины Уствольской). Окончил Ленинградскую консерваторию (класс Александра Мнацаканяна). Среди основных сочинений: балеты «Магриттомания» (1999, Опера Сан-Франциско / 2004, Большой театр), «Танцемания» (2022, Большой театр), концерт «Семь остановок в Юго-Восточной Азии» для скрипки и виолончели с оркестром (2003, Берлин), музыка к кинофильмам («Тихий Дон» Сергея Урсуляка; «Царь» Павла Лунгина, «Брестская крепость» Александра Котта и др.), камерная музыка, произведения для фортепиано. Лауреат премии Правительства РФ в области культуры (2020, за балет «Пахита» в постановке театра «Урал Опера Балет»). В афише Большого театра на сезон 2023/2024 значатся мировые премьеры двух балетов Юрия Красавина: в декабре 2023-го — «Пиковой дамы», «рекомпозиции» канонической оперы Чайковского, в июле 2024-го — «Бури», авторской партитуры по мотивам пьесы Уильяма Шекспира.
Федор Леднёв (р. 1971, Минск) — дирижер. Окончил Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.
Настасья Хрущёва (р. 1987, Ленинград) — композитор, пианистка, музыковед. Окончила Петербургскую консерваторию (класс композиции Сергея Слонимского, 2010) и ее же аспирантуру (2013). Член Союза композиторов, кандидат искусствоведения. Автор музыки к 25 драматическим спектаклям, среди которых — постановки Валерия Фокина, Андрея Могучего, Виктора Рыжакова. С 2014 года — участник независимого театра «Тру» (режиссер Александр Артёмов), где выступает как соавтор текстов и перформер. Победитель композиторского конкурса «Пифийские игры» (2014), лауреат Санкт-Петербургской театральной премии «Прорыв» (2015). Автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее» (премия Андрея Белого в номинации «Гуманитарные исследования», 2021).
Богдан Королёк (р. 1993, Омск) — куратор, музыкальный и театральный критик. Помощник художественного руководителя балетной труппы «Урал Опера Балета». Окончил Красноярское хореографическое училище (класс Ивана Карнаухова), бакалавриат по искусству и гуманитарным наукам в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, магистратуру по музыкальной критике в Санкт-Петербургском государственном университете. В 2010–2015 годах был артистом Театра оперы и балета Петербургской консерватории. В сезоне 2015–2016 — сотрудник издательского отдела Мариинского театра. С августа 2016 года — помощник руководителя балета и редактор изданий театра «Урал Опера Балет». Сценарист постановок «Дивертисмент короля» в Мариинском театре (хореограф Максим Петров), «Приказ короля» и «Конек-горбунок» в «Урал Опера Балете» (совместно с хореографом Вячеславом Самодуровым), «Путеводитель по балету» в Пермском театре оперы и балета (хореограф Антон Пимонов).
Кураторы
Дмитрий Ренанский, Богдан Королёк
Продюсеры
Екатерина Архипова, Марина Бадудина, Яна Ромашкина