Внимание!  19 — 21 мая меняется время работы Дома культуры.  19 мая мы открыты до 19:00, 20 мая — до 18:00, 21 мая — до 15:00.  Зрителей концерта «И все таки она вертится» 21 мая мы ждем в «ГЭС-2» начиная с 19:00.
Сайт VAC

Quando stanno morendo. Курляндский, Ноно, ансамбль N'Caged

Дата:
17 ноя 2023
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Вокальный цикл Луиджи Ноно, а также первое исполнение музыки Дмитрия Курляндского.


Программа

T

Дмитрий Курляндский (р. 1976)
Not a Bit of Sky Left («Ни капли неба»,
2013–2018–2023, мировая премьера)
для четырех голосов

Луиджи Ноно (1924—1990)
Quando stanno morendo. Diario polacco no. 2 (1982)
(«Когда они умирают. Польский дневник № 2»)
для четырех голосов, басовой флейты, виолончели и электроники



Итальянский композитор ХХ века Луиджи Ноно, один из классиков ХХ века, вел творческий диалог с вокальной музыкой эпохи Возрождения на протяжении всей своей жизни. Еще в Венецианской консерватории он изучал произведения Андреа (1533–1585) и Джованни (1557–1612) Габриели, написанные для собора Святого Марка: композиторы располагали исполнителей в галереях и нишах базилики и использовали эффект эха — одна и та же музыкальная фраза повторялась с разных точек, а сидевшая внизу публика следила за ее перемещениями от галереи к галерее. Жизнь звука в пространстве от рождения до исчезновения, его движение и отражение впоследствии стали для венецианца Ноно одной из центральных тем. Увлеченный идеей возвращения музыке утраченной сакральности, он развил и переосмыслил опыт капельмейстеров собора Святого Марка на новом витке технического прогресса — с использованием многоканального электронного звука.


Исполняют

Ансамбль N’Caged
Арина Зверева
Илья Лаптев
Сергей Малинин
Ольга Россини
Дарья Хрисанова

Мария Корякина — флейта
Юлия Мигунова — виолончель
Сергей Кочетков — звукорежиссер



Иллюстрация: Маша Базилевская

Кульминацией этих поисков стал этапный для зрелого Ноно семичастный вокальный цикл «Когда они умирают» (1982), название которого отсылает к стихотворению Велимира Хлебникова «Когда умирают кони — дышат», использованному в произведении наравне с лирикой Александра Блока, Бориса Пастернака и других поэтов ХХ века. Партитура писалась по заказу фестиваля «Варшавская осень», однако политический кризис, разразившийся в Польше в начале 1980-х, заставил композитора провести премьеру цикла в венецианской Скуоле Сан-Рокко, среди росписей Тинторетто. «Когда они умирают» — попытка воссоздать облик музыки эпохи Возрождения с помощью художественного инструментария конца ХХ века: хрупкие звуковые миры возникают у Ноно на грани между тоном и тишиной, голосом и дыханием, акустикой и электроникой.

В начале 2000-х Луиджи Ноно оказал серьезное влияние на стиль Дмитрия Курляндского — одного из важнейших российских композиторов наших дней. Его музыка впервые прозвучит в Доме культуры «ГЭС-2». Написанная по случаю десятилетия сотрудничества с ансамблем N’Caged пьеса Not a Bit of Sky Left продолжает мотив диалога художника-авангардиста с искусством прошлого: Курляндский использует в ней материал мадригала Il bianco e dolce cigno («Белый и прекрасный лебедь») фламандского композитора Якоба Аркадельта, который был впервые опубликован в 1539 году все в той же Венеции.

Вокальный ансамбль N’Caged — основан в 2013 году Ариной Зверевой и специализируется на исполнении современной музыки. Коллектив выступает в оперных постановках, драматических спектаклях и междисциплинарных проектах: на его счету участие в российской премьере оперы Дмитрия Курляндского «Астероид 62» (2013, проект «Опергруппа»), оперном сериале «Сверлийцы» Бориса Юхананова (2015), операх «Маниозис» и «Маниозис-2» Александра Белоусова (2016–2018), «Проза» Владимира Раннева (2017), «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского и Бориса Юхананова (2017), спектаклях «Орфические игры», «Пиноккио», «Диксония» (2018, 2019, 2020, все — Электротеатр Станиславский), проекте «Достоевский 200. Опера» (Театр Наций, 2021), спектакле «Саша, привет!» (Театр Наций, 2022, режиссер Марат Гацалов), музейном проекте «Хранить вечно» (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, 2018), перформансе «Страсти по Мартену» (фестиваль «Арт-Овраг», Выкса, 2018), аудиовизуальном перформансе «Рабочий поселок. Детали» (музей PERMM, Пермь, 2021), проекте «Настройки» (Дом культуры «ГЭС-2», 2022).


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}