Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Истории музыки

Дата:
23 янв–24 июн 2025
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Шепоты и крики Лондона, продакт-плейсмент по версии Иоганна Себастьяна Баха, мировая премьера «Весны священной» и другие истории в новой кураторской музыкальной программе «ГЭС-2».

T

Два теоретика медиа, Ролан Барт и Маршалл Маклюэн, сходились в одной мысли: то, что говорит о чем-либо, прежде всего говорит о самом себе. Но о чем говорит музыка? В чем заключается содержание искусства, лишенного семантической конкретности, присущей литературе или живописи? В разные эпохи источник смысла и ценности музыки искали то в ее уникальной, невыразимой иным способом внутренней форме, то в способности передавать чувства и метафизические идеи, то в приспособленности для решения прикладных задач. История музыки — это история попыток музыки обрести и сохранить свою идентичность под давлением экономических отношений, философских интерпретаций и технологического прогресса. Ключевые этапы этого процесса намечает кураторская программа «Истории музыки», которая пройдет в Доме культуры «ГЭС-2» с января по июнь 2025 года.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Иллюстрация: Евгения Тут

Музыка держит дистанцию даже в момент, когда нас поглощает.

— Аарон Копленд, композитор

Любое сочинение есть сумма двух векторов. Один указывает на контекст, в котором возникает музыка, другой этот контекст преодолевает.

— Сергей Невский, композитор

Для рождения произведений искусства, говорил социолог Говард Беккер, необходим ансамбль действующих лиц и социальных отношений. Именно такой ансамбль звучит в пьесе «Крики Лондона» Орландо Гиббонса (1583–1625). Мастер Высокого английского Возрождения зафиксировал в своей пьесе голоса торговцев, нищих, извозчиков и уличных зевак Лондона начала XVIII века, подарив истории музыки первый образец жанра полевых записей. «Пена дней» городской культуры породила и «Кофейную кантату» (1735) Иоганна Себастьяна Баха — непревзойденный шедевр продакт-плейсмента, созданный по заказу и для исполнения в кафе Циммермана, важнейшем общественном центре Лейпцига XVIII века.

Социальные отношения при ближайшем рассмотрении оказываются сверхсюжетом и другой пьесы Баха, традиционно проходящей по ведомству «искусства ради искусства», — «Музыкального приношения» (1747), сборника произведений на музыкальную тему, предложенную композитору прусским королем Фридрихом II. История их взаимоотношений зашифрована в тексте музыкального памятника эпохи барокко, который, согласно последним открытиям исследователей, вовсе не предназначался для концертного исполнения: «Музыкальное приношение» было обращено не к широкой публике, а к единственному адресату — автору Thema Regium («Королевской темы»). Умолчание становится центральным приемом и в Agnus Dei (1985) Александра Кнайфеля — сочинении, посвященном жертвам блокады Ленинграда. Текст дневника Тани Савичевой, ленинградской девочки, на глазах которой умерли все ее родные, во время исполнения Agnus Dei не произносится, а только читается музыкантами про себя — как знак немоты перед тем, о чем невозможно говорить.

Взаимодействие слова и музыки — одна из ключевых тем программы: первый же концерт «Историй музыки» демонстрирует, как радикально разные подходы к работе с текстом в сочинениях Гии Канчели, Дьёрдя Лигети и Алексея Сысоева выстраивают диаметрально противоположные сценарии взаимодействия между сценой и публикой. «Музыка и слово находятся в шатком равновесии, борьба за первенство вечна. Они играют вничью» — формула голландского критика Элмера Шенбергера (перевод Ирины Лесковской) могла бы стать эпиграфом мелодрамы «Энох Арден» (1897) Рихарда Штрауса: споры вокруг жанровой атрибуции этой эпической партитуры для чтеца и фортепиано не утихают по сей день — она может быть воспринята и как музыкальное произведение с текстом, и как драматическое представление с фортепианным сопровождением. Дом культуры «ГЭС-2» представит мировую премьеру «Эноха Ардена» в версии с русским переводом, сделанным философом Густавом Шпетом.

Автор пятитомной «Оксфордской истории западной музыки» Ричард Тарускин видел источник музыкального смысла в социальном и культурном контексте: он исследовал европейский художественный канон как результат совместной деятельности и посредничества, которые способствовали работе композиторов, но одновременно их ограничивали. Идеями Тарускина вдохновлена мировая премьера нового сочинения современного российского композитора Антона Светличного, которое дало название всей программе. Формы коммуникации музыки с публикой, исполнителями и заказчиками, этика и экономика творческого процесса, рефлексия искусства над способами собственного производства и вопросами авторства — круг сюжетов «Историй музыки» объединяет авторов четырех столетий в единое повествование, в котором икона музыкального концептуализма Йоханнес Крайдлер с российской премьерой пьесы «Аутсорсинг» (2009) выглядит прямым наследником Людвига ван Бетховена с его хрестоматийными «Вариациями на тему Диабелли» (1823).

Куратор
Дмитрий Ренанский

Продюсеры
Екатерина Архипова, Марина Бадудина, Ксения Макшанцева, Яна Ромашкина

Программа

Билеты

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 23 янв

Гия Канчели, Дьёрдь Лигети, Алексей Сысоев

Исполнители 
Елене Гвритишвили, Федор Леднёв, Московский ансамбль современной музыки, ансамбль N’Caged

Ярослав Тимофеев ведущий концерта

Билеты

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 13 фев

Иоганн Себастьян Бах

Исполнители 
Out Ensemble

Ярослав Тимофеев ведущий концерта

Билеты

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 22 фев

Рихард Штраус, Альфред Теннисон, Густав Шпет

Контрабас-2

Билеты появятся позже

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 13 мар

Григорий Кротенко, Ольга Бочихина, Алексей Золотовицкий

Аутсорсинг

Билеты появятся позже

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 26 мар

Михаэль Байль, Пьер Жодловски, Йоханнес Крайдлер

Исполнители 
Московский ансамбль современной музыки

Крики Лондона

Билеты появятся позже

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 16 апр

Орландо Гиббонс, Ричард Деринг, Лучано Берио

Исполнители 
Вокальный ансамбль Intrada, Екатерина Антоненко

Весна священная — 2025

Билеты появятся позже

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 27 апр

Алексей Сысоев
Мировая премьера
Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»

Исполнители 
Московский ансамбль современной музыки, Федор Леднёв

Ярослав Тимофеев ведущий концерта

Agnus Dei

Билеты появятся позже

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 20 мая

Александр Кнайфель

Исполнители 
Московский ансамбль современной музыки

Вариации на тему Диабелли

Билеты появятся позже

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 31 мая

Людвиг ван Бетховен
Сольный концерт Арсения Тарасевича-Николаева

Истории музыки

Билеты появятся позже

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 7 июн

Антон Светличный
Мировая премьера
Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»

Исполнители
Московский ансамбль современной музыки, Федор Леднёв

Кофейная кантата

Билеты появятся позже

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 24 июн

Иоганн Себастьян Бах

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"margin":0,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}