Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Энох Арден. Рихард Штраус, Виктор Рыжаков, Сергей Каспров

Дата:
22 фев 2025, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Мелодрама Рихарда Штрауса для чтеца и фортепиано в исполнении Виктора Рыжакова и Сергея Каспрова.

Программа

T

Рихард Штраус (1864–1949)
«Энох Арден», соч. 38, TrV. 181 (1897)
Мелодрама для чтеца и фортепиано на текст поэмы Альфреда Теннисона в русском переводе Густава Шпета (1935)


К концу XIX века Рихард Штраус стал одним из главных героев европейской музыкальной сцены, в первую очередь как автор оркестровых произведений. Программные симфонические поэмы этого времени — «Дон Жуан» (1888), «Смерть и просветление» (1889), «Тиль Уленшпигель» (1895), «Так говорил Заратустра» (1896) — были творческой лабораторией, где композитор занимался поисками оптимального баланса между сюжетными перипетиями и законами музыкальной формы. Этот опыт пригодился Штраусу в 1900-е, когда он триумфально вышел на большую оперную сцену с «Саломеей» (1905) и «Электрой» (1909), которые определили вектор развития модернистской музыкальной драмы в ХХ веке.

Исполняют

Виктор Рыжаков чтец
Сергей Каспров фортепиано

Дмитрий Волкострелов режиссер

Иллюстрация: Евгения Тут

Важнейшей вехой на пути к театральным подмосткам послужила мелодрама «Энох Арден» для чтеца и фортепиано, написанная 32-летним Штраусом в феврале 1897 года под впечатлением от одноименной поэмы Альфреда Теннисона (1809–1892) — истории моряка, который отправился в плавание, но попал в кораблекрушение и вернулся домой только спустя десять лет, когда двое его старших детей уже выросли, младший ребенок умер, а жена вышла замуж за богатого соперника. Этот сюжет не раз привлекал внимание реформаторов искусства ХХ века — например, родоначальник современного кинематографа Дэвид Гриффит (1875–1948) экранизировал поэму Теннисона даже дважды: «Много лет спустя» (1908) и «Энох Арден» (1911).

Рихард Штраус масштабирует популярный у композиторов-романтиков жанр мелодекламации — чтения поэтических миниатюр с фортепианным аккомпанементом — до эпической музыкально-театральной формы, в которой актер и пианист становятся равноправными участниками дуэта. Как и в симфонических поэмах 1890-х, автор «Эноха Ардена» выступает наследником Рихарда Вагнера: драматургию часовой партитуры организует система лейтмотивов — лаконичных и метких музыкальных характеристик персонажей и ситуаций.

Вплоть до второй половины ХХ века это причудливое произведение было предано забвению, пока в 1962 году не пережило второе рождение благодаря канадскому пианисту Гленну Гульду и актеру Клоду Рейнсу. После выхода их записи «Энох Арден» вошел в репертуар многих выдающихся певцов и актеров, от Дитриха Фишера-Дискау до Бруно Ганца. В исполнении Виктора Рыжакова и Сергея Каспрова мелодрама Штрауса прозвучит в русском переводе, который был сделан философом Густавом Шпетом в 1935 году, во время ссылки в Сибири, за несколько лет до трагической гибели.

Виктор Рыжаков (р. 1960, Хабаровск) — режиссер. Окончил Дальневосточный институт искусств (ДВИИ), Театральное училище имени Б. В. Щукина, аспирантуру Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В 1995–2001 годах — художественный руководитель Камчатского театра драмы и комедии. С 2001 года — профессор Школы-студии МХАТ. В 2012–2020 годах — директор Театрально-культурного центра имени Всеволода Мейерхольда. В 2020–2022 годах — художественный руководитель Московского театра «Современник». Лауреат премии «Золотая Маска» и Международной премии Станиславского.

Сергей Каспров (р. 1979, Москва) — пианист, клавесинист, органист. Историческому исполнению на клавишных инструментах учился в Московской консерватории у Алексея Любимова, органу — у Алексея Паршина, там же окончил аспирантуру как пианист, проходил стажировку в парижской консерватории Schola Cantorum под руководством Игоря Лазько. В 2005–2007 годах удостоен специального приза Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Женеве, Гран-при Международного конкурса молодых пианистов имени Марии Юдиной в Москве, первой премии на Рубинштейновском и Скрябинском конкурсах в Париже. Постоянный участник фортепианных фестивалей в Европе и России: La Roque-d’Anthéron (Франция), Klarafestival (Бельгия), «Шопен и его Европа» (Польша), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), «Декабрьские вечера» и «Антиквариум» (Москва).

Дмитрий Волкострелов (р. 1982, Москва) — режиссер. Выпускник Российского государственного института сценических искусств (СПбГАТИ, курс Льва Додина). Создатель и руководитель независимого «театра post» (Санкт-Петербург), художественный руководитель Центра имени Всеволода Мейерхольда (2020–2022). Один из участников Группы юбилейного года в Театре на Таганке (2013–2014). Выпускал спектакли в Театре Наций, ТЮЗе имени Брянцева и «Приюте комедиантов» (Санкт-Петербург), на «Сцене-Молот» (Пермь), в творческой лаборатории «Угол» (Казань). Постановщик оперы «Евгений Онегин» в театре «Урал Опера Балет» (Екатеринбург). Трехкратный лауреат Санкт-Петербургской молодежной театральной премии «Прорыв» (2010, 2011, 2012). Дважды лауреат премии «Золотая Маска» (2013, 2020). В 2024 году вместе с Павлом Пряжко ставил в «ГЭС-2» спектакль «Закат».

Билет на концерт можно купить заранее со скидкой. Ближе к событию цена будет расти.

17–23 янв: 1100 руб.
24–30 янв: 1200 руб.
31 янв — 5 фев: 1300 руб.
6–22 фев: 1400 руб.

Стоимость льготного билета не меняется и составляет 600 руб.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"margin":0,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}