Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00
Билеты появятся позже

Аутсорсинг. Йоханнес Крайдлер, МАСМ, Федор Безносиков

Дата:
26 мар 2025, 20:00–21:30
Билеты появятся позже
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Мелодии и ритмы Доу-Джонса, украденная «Мона Лиза» и другие манифесты музыкального концептуализма в первой в России ретроспективе немецкого композитора Йоханнеса Крайдлера.

Программа

T

Йоханнес Крайдлер (р. 1980)

«Аутсорсинг», 2009
Первое исполнение в России

Две пьесы для кларнета и видео, 2016
Первое исполнение в России

«Музыка биржевых графиков», 2009
Первое исполнение в России

«Минусболеро», 2010–2014
Первое исполнение в России

Формы коммуникации музыки с публикой, исполнителями и заказчиками, этика и экономика творческого процесса, рефлексия искусства над собственным производством и вопросами авторства: ключевые мотивы программы «Истории музыки» тесно переплетены в творчестве Йоханнеса Крайдлера. 44-летний немецкий композитор — один из немногих сегодняшних авторов, чья популярность выходит далеко за пределы собственно музыкальной сцены. Его сочинения, балансирующие между перформансом, стендапом и академической лекцией, вдохновлены культурой интернет-мемов и бьют рекорды просмотров в социальных сетях, утверждая Крайдлера в статусе звезды концептуального искусства.

Исполняют

Московский ансамбль современной музыки

Федор Безносиков дирижер

Богдан Королёк ведущий концерта

Иллюстрация: Евгения Тут

Когда в 1911 году была украдена «Мона Лиза», парижане стекались в Лувр, чтобы полюбоваться на ее отсутствие.

В этой партитуре я не написал ни одной ноты — я просто убрал из «Болеро» Мориса Равеля мелодию. На все про все ушло около часа, но ни над одним своим произведением я не работал так долго, как над этим, — пять лет. Сочинить «Минусболеро», точнее, стереть его, оказалось гораздо сложнее, чем написать 100 000 нот.

— Йоханнес Крайдлер. «Минусболеро»

Композитор превращает в музыку индекс Доу-Джонса и котировки акций ведущих мировых компаний, сжимает все песни The Beatles и девять симфоний Бетховена до одной секунды звучания под лозунгом «Время относительно!» и парализует в одном из перформансов работу немецкого общества охраны авторских прав GEMA. Поэт, философ и трикстер, он размышляет о связях музыки с политикой, экономикой и новыми технологиями, о том, как функционирует арт-рынок в условиях глобализации — и как складывается идентичность художника в эпоху цифрового архива, когда вся история искусств доступна по одному клику.

Любой акт композиции можно рассматривать как фильтрацию. В «Минусболеро» авторство доведено до крайности: каждая нота здесь принадлежит Равелю, его прекрасная инструментовка, характерное крещендо, гениальная простота — все это Равель. И все же то, что мы слышим в «Минусболеро», мы бы никогда не услышали без моего вмешательства. Я радикально изменил фокус восприятия, запустив работу памяти. Звучание оркестрового аккомпанемента провоцирует у публики рефлекс, как у собаки Павлова, — и мы невольно напеваем про себя отсутствующую мелодию. Она остается с нами, как фантомная боль.

— Йоханнес Крайдлер. «Минусболеро»

Дом культуры «ГЭС-2» представляет первую в России ретроспективу композитора. В исполнении МАСМ и дирижера Федора Безносикова прозвучат отечественные премьеры четырех важнейших произведений Крайдлера, уже успевших стать классикой современной музыки.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского музыкального авангарда Эдисона Денисова. МАСМ первым в стране сосредоточился на музыке XX и XXI веков и поддержке современных композиторов. На его счету более 1000 российских и мировых премьер.

Федор Безносиков (р. 1993, Москва) — дирижер, скрипач. В 2017-м окончил Московскую консерваторию как скрипач под руководством Владимира Иванова, в настоящее время учится оперно-симфоническому дирижированию у Феликса Коробова. С 2023 года — дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где поставил, в частности, балеты «Снежная королева» и «Последний сеанс» (2023). Преподаватель Московской консерватории по классу скрипки. Сотрудничает с театром «Новая опера», принимал участие в постановке оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера (режиссер-постановщик — Константин Богомолов, 2023). С 2024 года — дирижер Российского национального оркестра. Лауреат премии Художественного театра (2024).

Богдан Королёк (р. 1993, Омск) — куратор, музыкальный и театральный критик. Помощник художественного руководителя балетной труппы театра «Урал Опера Балет». Окончил Красноярское хореографическое училище (класс Ивана Карнаухова), бакалавриат по искусству и гуманитарным наукам в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, магистратуру по музыкальной критике в Санкт-Петербургском государственном университете. Сценарист постановок «Дивертисмент короля» в Мариинском театре (хореограф Максим Петров, 2017/2021), «Приказ короля» (2018), «Конек-горбунок» (2021, совместно с хореографом Вячеславом Самодуровым) и «Сказки Перро» (2024, совместно с хореографом Максимом Петровым) в театре «Урал Опера Балет», автор «Путеводителя по балету» в Пермском театре оперы и балета (2021, хореограф Антон Пимонов).

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"margin":0,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}