Загадочный памятник музыкального барокко и премьера нового музыкального коллектива.
Музыкальное приношение. Out Ensemble, Ярослав Тимофеев
- Дата:
13 фев 2025
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Музыкальное приношение, BWV 1079 (1747)
7 мая 1747 года прусский король Фридрих II, создатель и идеолог германской государственности, а по совместительству — флейтист и композитор, принимает во дворце Сан-Суси в Потсдаме Иоганна Себастьяна Баха. Монарх предлагает композитору музыкальную тему, на которую тот немедленно импровизирует фугу. Два месяца спустя Бах издает сборник произведений, написанных на Thema Regium («Королевскую тему»), и отправляет один из экземпляров в дар Фридриху II. Роскошно изданный фолиант снабжен посвящением «всемилостивейшему королю» и подзаголовком Regis Iussu Cantio Et Reliqua Canonica Arte Resoluta («Тема, данная повелением короля, и прочее, исполненное в каноническом роде») — первые буквы акростиха образуют слово «ричеркар», напоминая о популярном в XVI–XVII веках жанре многоголосной инструментальной пьесы.
Исполняют
Out Ensemble
Мария Корякина флейта траверсо
Александра Симонова гобой, гобой да качча
Иван Локтионов фагот
Роман Викулов скрипка
Полина Лундстрем (Шупилова) скрипка
Маргарита Пичужкина альт
Руст Позюмский виола да гамба
Арина Махова барочная виолончель
Ольга Давнис клавесин
Ярослав Тимофеев ведущий концерта
Иллюстрация: Евгения Тут
История создания «Музыкального приношения» подробно описана и документирована — что, впрочем, не мешает ему по сей день оставаться одним из самых загадочных произведений в истории искусства. Отдельные номера цикла выглядят как ребусы, снабженные эпиграфами на латыни, разомкнутая структура сборника дает возможность исполнять его части в разной последовательности и разной инструментовке — авторские указания, касающиеся состава, содержатся лишь в нескольких пьесах. Бах в полном соответствии с духом эпохи барокко относился к нотному тексту как к криптограмме, зашифровывая сообщение с помощью звуковых, числовых и текстовых кодов-символов, — неслучайно одна из частей «Музыкального приношения» снабжена девизом Quaerendo invenietis («Ищущий обрящет»).
«Приношение» долгое время воспринималось исключительно как шедевр полифонического письма, торжество музыкальной абстракции или даже схоластики. Однако многие из аллегорических ключей к замыслу Баха были внятны для современников композитора — и памятник «чистой» музыки наполнялся для них вполне конкретным образным и философски-религиозным содержанием. При этом новейшие исследования доказывают, что «Приношение» вовсе не предназначалось для концертного исполнения и было обращено не к широкой публике, а к единственному адресату — Фридриху II: лишь автор «Королевской темы» был способен понять все скрытые подтексты сочинения. Утрата оригинальной рукописи окончательно превратила «Музыкальное приношение» в «вещь в себе», балансирующую между принципиальной непознаваемостью и открытостью трактовкам все новых и новых поколений теоретиков и практиков. Очередную страницу в этом увлекательном квесте открывает Out Ensemble: концерт в Доме культуры «
Билет на концерт можно купить заранее со скидкой. Ближе к событию цена будет расти.
13–19 янв: 1100 руб.
20–26 янв: 1200 руб.
27–30 янв: 1300 руб.
31 янв — 13 фев: 1400 руб.
Стоимость льготного билета не меняется и составляет 600 руб.