Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

(Очень) красивая музыка. Александр Рабинович-Бараковский. Алексей Любимов и Ко

Дата:
12 мар 2025, 19:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Лучшие российские пианисты наших дней в концерте-ретроспективе к 80-летию Александра Рабиновича-Бараковского.

Программа

T

Александр Рабинович-Бараковский (р. 1945)
Musique triste, parfois tragique («Грустная, порой трагическая музыка», 1976)
Die Zeit («Время», 2000)
Élans («Импульсы», 2020, мировая премьера)
Musique populaire («Популярная музыка», 1980)

Карл Филипп Эммануил Бах (1714–1788)
Франц Шуберт (1797–1828)
Оливье Мессиан (1908–1992)
Произведения для фортепиано из репертуара Александра Рабиновича-Бараковского

Дом культуры «ГЭС-2» отмечает юбилей одного из ключевых героев новой русской музыки — композитора, дирижера и пианиста Александра Рабиновича-Бараковского, после эмиграции в 1974 году фактически забытого на родине. В 2023 году на Проспекте «ГЭС-2» под управлением дирижера Филиппа Чижевского состоялась российская премьера симфонии «Заклинания» (1996) — поздней партитуры Рабиновича-Бараковского, квинтэссенции его стиля. Расхожие идиомы и клише классико-романтического репертуара композитор превращает в повторяющиеся паттерны, развивая идеи Стива Райха и Филипа Гласса. Но если американские минималисты вдохновлялись восточной философией, то музыка Рабиновича-Бараковского — плоть от плоти западного искусства: прямой наследник Листа и Рахманинова, он продолжает практически исчезнувшую сегодня традицию виртуозного письма композиторов-пианистов. Именно Рабинович-Бараковский первым в СССР исполнил «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (1944) Оливье Мессиана, сонату «Конкорд» Чарльза Айвза (1915) и другие этапные произведения фортепианной музыки ХХ века, а уже на Западе осуществил эталонную запись бетховенских «Вариаций на тему Диабелли» (1823).

Исполняют

Алексей Любимов фортепиано

Сергей Давыдченко фортепиано
Павел Домбровский фортепиано
Сергей Каспров фортепиано, челеста
Арсений Тарасевич-Николаев фортепиано
Юрий Фаворин фортепиано

Мария Федотова флейта
Марина Катаржнова скрипка
Ольга Демина виолончель

Иллюстрация: Евгения Тут

Мало кто из композиторов рубежа XX–XXI веков писал для фортепиано так много и разнообразно — неслучайно одной из лучших исполнительниц сочинений Рабиновича-Бараковского стала Марта Аргерих. В юбилейном концерте они прозвучат в трактовке ведущих российских пианистов разных поколений — от ставшего сокуратором вечера Алексея Любимова до 20-летнего Сергея Давыдченко, победителя последнего конкурса имени Чайковского. Первая за долгие годы масштабная ретроспектива музыки Рабиновича-Бараковского охватывает все этапы его творчества: классика поставангарда, Musique triste, parfois tragique (1976) и Musique populaire (1980), соседствует в афише с поздним квартетом Die Zeit (2000) и мировой премьерой пьесы Élans (2020). Штрихи к портрету юбиляра добавят произведения Карла Филиппа Эммануила Баха, Франца Шуберта и Оливье Мессиана — знаковых для фортепианного репертуара Рабиновича-Бараковского авторов, повлиявших на становление его композиторского почерка.

Алексей Любимов (р. 1944, Москва) — пианист, клавесинист, органист и дирижер. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, у Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Основатель и руководитель ансамбля «Музыка — ХХ век» (1969–1974), впервые в стране исполнившего произведения Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена, Джона Кейджа, Терри Райли и других современных авторов. С 1997 года возглавил в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ), который основал в содружестве с Натальей Гутман и Назаром Кожухарем. С 1998-го — профессор университета «Моцартеум» в Зальцбурге. Дискография насчитывает около 50 альбомов, изданных компаниями ECM, Erato, BIS, Sony, Decca, Megadisc, «Мелодия».

Сергей Давыдченко (р. 2004, станица Александрийская Ставропольского края) — пианист. Учился у Татьяны Левадной на подготовительных курсах при Ставропольском краевом музыкальном колледже имени В. И. Сафонова в Минеральных Водах. В 2017 году поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, в класс профессора Сергея Осипенко, у которого продолжает обучение в консерватории. Победитель Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (2016), Всероссийского телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица» (2018) и III Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (Москва, 2021). Лауреат I премии XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 2023).

Павел Домбровский (р. 1982, Москва) — пианист. Учился у Веры Носиной в Московской средней специальной музыкальной школе, у Льва Наумова и Андрея Диева в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат многих международных музыкальных конкурсов, в том числе Международного конкурса имени Маргерит Лонг и Жака Тибо (Париж, 2004) и XII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 2002). Гастролирует в России и Европе. Доцент кафедры специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных.

Сергей Каспров (р. 1979, Москва) — пианист, клавесинист, органист. Историческому исполнению на клавишных инструментах учился в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у Алексея Любимова, органу — у Алексея Паршина, там же окончил аспирантуру как пианист, проходил стажировку в парижской консерватории Schola Cantorum под руководством Игоря Лазько. В 2005–2007 годах удостоен специального приза Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Женеве, Гран-при Международного конкурса молодых пианистов имени Марии Юдиной в Москве, первой премии на Рубинштейновском и Скрябинском конкурсах в Париже. Является постоянным участником фортепианных фестивалей в Европе и России: La Roque-d’Anthéron (Франция), Klarafestival (Бельгия), «Шопен и его Европа» (Польша), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), «Декабрьские вечера» и «Антиквариум» (Москва).

Арсений Тарасевич-Николаев (р. 1993, Москва) — пианист. Учился в Центральной музыкальной школе у Александра Мндоянца и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у Сергея Доренского. Еще школьником одержал победу в пяти международных юношеских конкурсах, включая «Новые имена». В возрасте 19 лет стал победителем Международного конкурса пианистов имени А. Н. Скрябина в Москве, а позднее — лауреатом состязаний в Кливленде (2013), Бергене (2014) и Сиднее (2016). За конкурсными успехами последовало подписание контракта со звукозаписывающими компаниями Decca Classics и Universal Music. В июне 2022 года стал лауреатом I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (серебряная медаль). Концерты Тарасевича-Николаева проходили в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Северенс-холле в Кливленде и на других известных сценах Европы, Америки и Азии.

Юрий Фаворин (р. 1986, Москва) — пианист. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, совершенствовался там же у Михаила Воскресенского и в университете «Моцартеум» в Зальцбурге у Жака Рувье. Выступает с сольными концертами и в ансамбле с ведущими симфоническими и камерными оркестрами России, Европы, Японии. Совместно с композитором Алексеем Сысоевым и перкуссионистом Дмитрием Щелкиным организовал ансамбль свободной импровизационной музыки Error 404.

Мария Федотова (р. 1971, Ленинград) — флейтистка. Училась в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова у Александры Вавилиной. В 1991 году стала солисткой Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского. С 2012 года — солистка Симфонического оркестра Мариинского театра. С сольными программами выступала в венском Музикферайне, Парижской филармонии и Театре Елисейских Полей, гамбургском Музикхалле. Постоянно сотрудничает с Владимиром Юровским, Теодором Курентзисом, Гидоном Кремером, Александром Рудиным и другими выдающимися музыкантами современности. Доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженная артистка России.

Марина Катаржнова (р. 1979, Белгородская область) — скрипачка. Училась в Московской средней специальной музыкальной школе у Натальи и Лидии Фихтенгольц и в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у Зариус Шихмурзаевой, Назара Кожухаря и Сергея Кравченко. Принимала участие в фестивалях «Декабрьские вечера», «Возвращение», Earlymusic, выступала с концертами в Германии, Австрии, Италии, Норвегии. С 2007 года преподает в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сотрудничала с оркестром Pratum Integrum. Концертмейстер ансамбля «Персимфанс» с момента его создания (2009). Основательница ансамбля Gnessin Baroque, солистка ансамбля «Студия новой музыки». С 2020 года — художественный руководитель оркестра старинных инструментов Rosarium.

Билет на концерт можно купить заранее со скидкой. Ближе к событию цена будет расти.

10–16 фев: 1400 руб.
17–23 фев: 1500 руб.
24–27 фев: 1600 руб.
28 фев — 12 мар: 1700 руб.

Стоимость льготного билета не меняется и составляет 750 руб.


Ольга Демина (р. 1983, Москва) — виолончелистка. Училась в Центральной музыкальной школе у Андрея Демина и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у Натальи Шаховской. Стипендиат фонда «Новые имена». Солистка Московского ансамбля современной музыки, в составе которого принимала участие в нескольких сотнях российских и международных премьер.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"margin":0,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}