Вселенная человеческого голоса в вокальной музыке Алексея Сысоева, Гии Канчели и Дьёрдя Лигети.
Альфа и омега. Федор Леднёв, Елене Гвритишвили, Ярослав Тимофеев
- Дата:
- 23 янв 2025,
20:00–21:30
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Гия Канчели (1935–2019)
«Псалом 23» (1993)
«Изгнание» (1994)
Дьёрдь Лигети (1923–2006)
«Новые приключения» (1965)
Алексей Сысоев (р. 1972)
«Апокалипсис онлайн» (2024)
первое исполнение в России
В первом концерте цикла «Истории музыки» российская премьера нового сочинения Алексея Сысоева «Апокалипсис онлайн» (2024), написанного на текст «Откровения Иоанна Богослова», вступает в диалог с произведениями Гии Канчели и Дьёрдя Лигети: по-разному работая со словом, классики искусства ХХ века выстраивают радикально несхожие сценарии взаимодействия между сценой и публикой.
Исполняют
Федор Леднёв дирижер
Елене Гвритишвили сопрано
Московский ансамбль современной музыки | МАСМ
Вокальный ансамбль N’Caged
Silence Quartet
Иллюстрация: Евгения Тут
«Когда человек заходит в церковь, синагогу или мечеть в то время, когда там не идет служба, он слышит особую, ни с чем не сравнимую магическую тишину. Моя задача — превратить эту тишину в музыку», — так сформулировал свое творческое кредо Гия Канчели — композитор, которого занимала сакральная природа слова как «изначальной сущности всех вещей» (Максимилиан Волошин). Музыка у Канчели — всегда часть магического ритуала: превращая концертный зал в пространство духовной практики, в начале 1990-х он создает цикл партитур для голоса и инструментального ансамбля, на который его вдохновили библейские тексты. Основанные на очень тихих простых мелодических оборотах, они напоминают о грузинских народных песнопениях. Центральное место в этом ряду занимает «Псалом 23» («Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться», 1993) для сопрано и пяти исполнителей — альбом с записью сочинения, выпущенный в 1995 году на лейбле ECM, быстро стал легендой новой музыки.
В начале 1960-х один из главных героев послевоенного авангарда, венгерский композитор Дьёрдь Лигети, ненадолго сближается с активным в те годы художественным движением «Флюксус». Влияние перформансов «Флюксуса», которые деконструировали каноны буржуазного искусства и образа жизни, обыгрывая несовпадения между зрительскими ожиданиями и действиями художника, особенно ощутимо в «Приключениях» (1962) и «Новых приключениях» (1965) для трех голосов и семи инструментов. Написанные на искусственном языке, сотканном из отдельных фонем, междометий, стонов, хрипа и смеха, эти мини-оперы пересматривают шаблоны взаимоотношений текста и музыки, одновременно подвергая кардинальному пересмотру инструментарий вокального искусства. «Приключения» стали важной вехой на пути развития музыкального театра в ХХ веке: работая с восприятием публики напрямую, поверх сюжета, Лигети в своем абсурдистском диптихе освобождает оперу от власти нарратива.
Федор Леднёв (р. 1971, Минск) — дирижер, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.
Елене Гвритишвили (р. 1999, Санкт-Петербург) — певица, выпускница Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова (дирижерско-хоровое отделение, класс Федора Леднёва и Анны Мейи) и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова (вокальное отделение, класс Светланы Горенковой). В 2020–2022-х — артистка хора musicAeterna. В 2022–2024-х — артистка Молодежной оперной программы Большого театра. С сентября 2024 года — артистка Молодежной оперной программы Баварской государственной оперы (Мюнхен).
Ярослав Тимофеев (р. 1988, Великий Новгород) — музыковед, ведущий концертов, лектор. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Главный редактор журнала «Музыкальная академия». С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/2018 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/2019 стал постоянным соавтором и ведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/2022 — автор и ведущий цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/2023 — автор и ведущий цикла «Весь Стравинский». С 2017 года — участник инди-группы OQJAV (фортепиано).
Билет на концерт можно купить заранее со скидкой. Ближе к событию цена будет расти.
28 дек — 1 янв: 1100 руб.
2–6 янв: 1200 руб.
7–11 янв: 1300 руб.
12–23 янв: 1400 руб.
Стоимость льготного билета не меняется и составляет 600 руб.