Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Парадокс береговой линии

Дата:
19 сен 2024–12 янв 2025
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
6+

Выставка, осмысляющая феномен Камчатки, ее культурный, природный и социальный ландшафт, который непрерывно меняется, но всегда остается равным самому себе.

T

Проект развивает логику одноименной публичной программы, которую весной 2024 года Дом культуры «ГЭС-2» осуществил в Петропавловске-Камчатском в сотрудничестве с художниками и городскими инициативами. Название «Парадокс береговой линии» отсылает к феномену из области географических наук. Точную длину побережья невозможно вычислить — она меняется в зависимости от способа измерения: чем меньше масштаб замеров, тем больше общая длина. Этот парадокс иллюстрирует основную идею проекта: нельзя очертить и замкнуть в себе такое место, как Камчатка. Природа, история, особенности культуры, многообразие народов и языков, наука, городская жизнь и традиционные уклады полуострова — это в определенном смысле фрактальные, самоподобные структуры. Всматриваясь в них, можно разглядеть множество причудливых узоров, из которых складываются судьбы и образы людей со всего света.

Каждые три недели выставка трансформируется, поэтому экспозиция будет закрыта на перемонтаж 14 октября, 5, 25 ноября и 16 декабря.

Больше о проекте:

Парадокс береговой линии: разговор с куратором выставки
[Локус  ]

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Главной метафорой выставки стал образ вулканического пляжа на океанском побережье. Здесь развиваются масштабные геологические и климатические процессы, сосуществуют и борются бесчисленные живые организмы, сталкиваются и вторят друг другу интересы разных людей. Многообразие этих сил создает динамическое равновесие, каждый элемент которого стремится нарушить баланс — но лишь для того, чтобы в итоге вновь прийти к нему.

За время работы экспозиция несколько раз трансформируется с помощью системы подвижных ширм и перемещения экспонатов, образуя последовательность из пяти волн-частей: «Огненное кольцо», «Изъять нельзя оставить», «Жизнь не здесь», «Язык на грани» и «Остров Камчатка». «Огненное кольцо» предлагает поразмышлять, как наука и культура существуют в экстремальных природно-климатических условиях. «Изъять нельзя оставить» рассказывает о процессах и логике потребления различных ресурсов, о последствиях их изъятия и моделях устойчивого развития, которые могут поддержать баланс. «Жизнь не здесь» посвящена стратегиям жизни на Камчатке. «Язык на грани» сосредоточивается на вопросах существования языка на рубеже с природой, другими языками и культурами. «Остров Камчатка» осмысляет, как формируется локальная идентичность и каковы способы ее представления.

«Парадокс береговой линии» объединяет несколько типов экспонатов. Это работы приглашенных художников и проекты, придуманные другими участниками программы — представителями общественных организаций, преподавателями, учеными, экологами. Их дополняют предметы из музейных коллекций, отражающие многогранный и противоречивый процесс исследования, освоения и публичного представления Камчатского края начиная с XVII века.

Отдельной и неизменной частью экспозиции стали работы художников Филиппа Крикунова и Сергея Лонгинова Итәнмән*. Оба автора осмысляют практики русского авангарда. Ассамбляж Филиппа Крикунова «Композиция № 2» из макетов костей стеллеровой коровы, полностью истребленной людьми, критически указывает на характерный для авангардистов подход, сконцентрированный на воле и намерении художника. Сергей Лонгинов Итәнмән предлагает иное прочтение наследия авангардистов: вместо всесилия и господства человека над миром его работы утверждают необходимость осознанного и утилитарного отношения к любым ресурсам, включая останки промысловых животных.

Вместе эти подходы составляют важную развилку, на которой, по мысли кураторов, оказывается всякий, кто берется размышлять о феномене Камчатки сегодня. Именно вопрос выбора одного из этих путей или их синтеза — то, с чем столкнулись кураторы и участники проекта, а теперь и зритель.

* Итәнмән [итэнмэн] — это самоназвание ительменов. Слово итәнмән буквально переводится с ительменского языка как «тот, кто существует, живет здесь». Именно так себя обозначили представители народа, столкнувшись с колонизаторами с «материка». В интернет-материалах к выставке «ГЭС-2» использует написание на ительменском языке, а в печатной продукции — русскоязычный вариант («ительмен») и транслитерацию («итэнмэн»). Это сделано для того, чтобы зрителям, не знающим ительменского, было проще воспринимать информацию.

Все фото: Даниил Анненков

Авторы

Елизавета Аксельрод — Н. Антонова — Александр Белашов — Жак Рено Бенар — Василий Ватагин — Владимир Влодавец — Мария Гаврилова — Гавриил Гайдукевич — студия «Дар» — арт-группа ДВР — Алина Десятниченко — Александр Дьяков — Борис Жирков — Виктор Звягин — Владимир Иохельсон — Кирилл Килпалин — Афанасий Кирхер — Фридрих Генрих фон Киттлиц — Филипп Крикунов — Т. Куликовских — Жан-Батист Лепренс — Сергей Лонгинов Итәнмән — Лилит Матевосян — Владимир Мочалов — Олег Орлов — Сергей Пасенюк — Борис Пийп — Александр Притчин — Олег Терский — Жан-Батист Тиллиар — Дима Филиппов — Андрей Черкасов — Петр Шарапов — Дмитрий Шаховской — Валерий Шишков — команда Museum of Modern Art Kamchatka (Полина Асаулова, Филипп Крикунов, Вячеслав Мизин) — а также авторы и художники, чьи имена не были записаны

Кураторы
Ярослав Алешин, Сергей Бабкин, Александра Киселева, Александра Тумаркина

При участии
Татьяны Бобиной, Филиппа Крикунова, Антона Морозова, Ёлы Морозовой (Зикратовой), Варвары Чучалиной, а также Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.

Куратор публичной программы
Галина Луппо

Продюсеры
Ангелина Ворона, Мария Калинина, Яна Ромашкина

Архитектура
NORMA

Техническая команда
Андрей Белов, Артем Канифатов, Максим Лапшин, Михаил Саркисянц

Логистика, учет и хранение
Ангелина Коровина, Дарья Кривцова, Дарья Максимова

Свет
Ксения Косая

Кураторы программ доступности и инклюзии
Вера Замыслова, Влад Колесников

Медиаспециалист
Анастасия Галян

Выставка организована при участии

Архива Госфильмофонда
Архива Института вулканологии и сейсмологии дальневосточного отделения Российской академии наук
Александра Александровича Белашова
Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании
Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Внешнеэкономического объединения «Совтелеэкспорт»
Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева
Государственного Дарвиновского музея
Государственного исторического музея
Государственного музея-заповедника «Павловск»
Государственного Русского музея
Государственного центрального музея современной истории России
Ивановского областного художественного музея
Камчатского краевого объединенного музея
Киноархива net-film
Сергея Лонгинова Итәнмән (коллекция Фонда культуры и искусства ительменов Камчатки)
Минералогического музея имени А. Е. Ферсмана Российской академии наук
Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) Российской академии наук
Музея кино
Российского этнографического музея
Татьяны Чуриковой и Бориса Гордейчика

Информационные партнеры:

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"margin":0,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}