Третья часть-«волна» выставки «Парадокс береговой линии» с разных сторон раскрывает «островную» идентичность Камчатки.
Остров Камчатка
- Дата:
- 6 ноя–
24 дек 2024
- Возрастные ограничения
- 6+
Формально Камчатка — полуостров, но из-за внушительных размеров и отсутствия наземной транспортной связи с остальной территорией России создается впечатление, будто это остров. Труднодоступный, почти отрезанный от мира Камчатский край кажется заповедным местом, чья уникальность не нуждается в подкреплении легендами, хотя их о регионе ходит немало. При этом полуостров оказывается заложником своей самобытности и обособленности.
Репрезентация локальной идентичности Камчатки часто сводится к набору ярких стереотипов: вулканы и гейзеры, изобилие икры и крабов, бурые медведи, пепельно-серые, словно лунные, пляжи, продающиеся в сувенирных магазинах фигурки Кутха — духа Ворона, «странное место Камчатка» группы «Кино». Для внешнего наблюдателя Камчатский полуостров — это экстрим-парк, где пришельцы с материка могут почувствовать прилив адреналина и набраться новых впечатлений, а затем вернуться домой. Между тем в реальности жизнь на Камчатке устроена куда сложнее: вне поля зрения туристов оказывается немало ценных и примечательных сюжетов, связанных с местной спецификой, историей и культурой (как потомков коренных народов, так и переселенцев).
Фотографии жителей острова Беринга из этнографических экспедиций последней четверти XIX века и графические работы местного художника Сергея Пасенюка соседствуют в экспозиции со снимками Петропавловской судоремонтной верфи и ее работников, сделанными в 1960-е годы фотографом Гавриилом Гайдукевичем. Особый взгляд на природный и культурный ландшафт региона предлагает художник Дима Филиппов — участник программы «Парадокс береговой линии», прошедшей весной 2024 года в Петропавловске-Камчатском. Он переосмысливает самый популярный у туристов жанр изображения Камчатки — пейзаж. Работа художников Вячеслава Мизина и Филиппа Крикунова отсылает к поискам альтернативных способов конструирования идентичности — например, через создание проекта музея локальной истории в селе Паратунка.