Вторая часть-«волна» выставки «Парадокс береговой линии» поднимает вопросы потребления и изъятия различных ресурсов, последствий этих процессов и возможности устойчивого развития.
Изъять нельзя оставить
- Дата:
- 15 окт–
4 ноя 2024
- Возрастные ограничения
- 6+
С начала освоения и по сей день многие воспринимают Камчатку как кладовую ресурсов. Времена пушнины прошли, но рыба по-прежнему актуальна, а благодаря развитию производства и науки появляются новые объекты добычи — например, геотермальная энергия, а в будущем, возможно, литий. В этой части выставки предлагается шире взглянуть на изъятие и добавить в перечень ресурсов впечатления, предметы культуры и человеческие силы.
Туристы увозят фотографии местных красот, которые, в свою очередь, привлекают новых путешественников. Ительмены — один из коренных народов полуострова — до изнеможения танцуют на празднике Алхалалалай: в советские годы он был забыт и лишь в конце 1980-х благодаря движению за возрождение традиций возвращен в культурное поле Камчатки, чтобы сегодня стать не только аутентичной практикой, но и развлечением для приезжих, еще одним впечатлением, которое можно изъять. Столичные музеи уже не одну сотню лет пополняют свои коллекции вывезенными с Камчатки предметами культуры. Возможно ли изменить оптику и посмотреть на регион через призму экологичного подхода и устойчивого развития?
Бо́льшая часть представленных экспонатов происходит из российских музеев, в основном московских и петербургских. Вывоз культурных ценностей и человеческих образов — тип изъятия, заметный даже неподготовленному зрителю: в больших городах этнографические экспозиции, оторванные от локального контекста, воспринимаются «собранием диковинок». Так, портреты коренных жителей полуострова, сделанные этнографом Владимиром Иохельсоном, размещены в стендах, напоминающих устройства для просмотра диапозитивов и смотровые бинокли. Здесь логика изъятия отказывает наблюдателю в прямом и равном контакте с изображенным. Записи номеров корякского танцевального ансамбля «Мэнго» наглядно демонстрируют, как практики коренных жителей встраивают в поле сценических искусств, стирая границу между аутентичностью и стилизацией. А вывезенные с Камчатки геологические образцы — пример буквального изъятия, которое лишь в перспективе может стать обменом.