Два объекта архитектора, художника и математика Александра Константинова, специально воссозданные для программы «
Александр Константинов. Дом из воздуха и линий
- Дата:
- 8 фев–
26 мая 2024
- Возрастные ограничения
- 6+
Фото: Даниил Анненков
Александр Константинов родился и жил в Москве, но работал по всему миру: его инсталляции можно встретить на площадях и в парках десятков стран, от России до Японии. Занимаясь одновременно изобразительным искусством и архитектурой, Константинов предлагал нестандартные подходы и в искусстве, вдохновленном архитектурой, и в архитектуре, обусловленной искусством. Работы, представленные на Проспекте Дома культуры, можно рассматривать как диалог художника с итальянским зодчим Ренцо Пьяно, автором реконструкции здания электростанции
Александр Константинов (1953–2019) был художником, архитектором и ученым. Доктор физико-математических наук, он более тридцати лет преподавал в университете, одновременно занимаясь изобразительным искусством и, позже, архитектурой.
В 1990-е Константинов работал в графике и скульптуре, экспериментировал с новыми техниками и материалами. В 1992 году у него — одного из первых среди современных художников — состоялась персональная выставка в Третьяковской галерее. В начале 2000-х годов Константинов начал работать с городским пространством, внедряя в ландшафт гигантские изображения, выполненные разноцветным скотчем.
С 2006 года всерьез занялся архитектурой, сотрудничая с ведущими бюро в России и за рубежом: он стал автором более 30 инсталляций и 25 архитектурных и парковых проектов в 15 странах мира. Парки занимают особое место в наследии Константинова: в Москве он работал над преобразованием парков «Фили» и «Сокольники», а в американском Массачусетсе создал проект TurnPark Art Space.
Объекты и инсталляции Константинова всегда перекликаются с пластикой, историей и даже мифологией того места, для которого они созданы. «Дом под липой» появился в 2008 году в австрийском городе Хоэнемсе. Там, на старой текстильной фабрике, расположился частный музей — коллекция Вильгельма Оттена. «Дом», построенный в пропорциях соседней часовни, служит входом в музей, красным цветом обозначая пространство как территорию искусства. Общий же вид дома в пейзаже — небольшие строения, фабричная башня — напоминает работы итальянского живописца Джорджо де Кирико.
«Голубые деревья» были придуманы в 2011 году для загородного дома в штате Нью-Йорк (США). Словно сойдя с ранних графических листов самого Константинова, сохранив свою двумерность, они превратились в часть реального пейзажа. Воспроизводя собственную параллельную штриховку, выполненную на этот раз из алюминия, Константинов как бы накладывает гигантский рисунок на панораму частного парка. За счет голубого цвета деревья сливаются с небом — и кажется, что само небо придумало эту хулиганскую выходку: заштриховать воздухом деревья в реальном пространстве.
Архитектура, природа и их взаимодействие всегда служили отправной точкой проектов Константинова. Точно так же проницаемость, свет, воздух и связь с окружающей природой волновали Ренцо Пьяно при создании «фабрики искусств» «
Итальянский архитектор начинал с ярких и острых жестов (таких, как Центр Помпиду в Париже), но по мере обретения силы и славы пришел к тому, что Константинов, кажется, знал всегда. Обновляя
Видео предоставлено семьей Александра Константинова.
Автор: Кристина Скворцова
Перемещение объектов Константинова внутрь пространства Ренцо Пьяно становится любопытным экспериментом. Работы Константинова теряют связь с контекстом, для которого они были созданы, и в них с очевидностью проявляются характерные черты, присущие лучшим образцам современной архитектуры. Легкими и воздушными средствами создаются монументальные формы, отсылающие к архаическим образам — дерево, дом, храм. Это сочетание полета и вечности, легкого и основательного, тонкого и глубокого.
У нас на глазах происходит возвращение архитектуры к первоосновам, проявление архетипа сквозь толщу декораций, редукция здания до каркаса. Ну а «Голубые деревья» не только дополняют тот лес, который Пьяно посадил на территории «
Кураторы
Андрей Василенко, Ольга Дружинина
Архитектор
Екатерина Власенко
Продюсеры
Вероника Лучникова, Саша Чистова
Техническая команда
Артем Канифатов, Ксения Косая
Кураторы программ доступности
Вера Замыслова, Влад Колесников, Оксана Осадчая
Тактильные модели
Мастерская тактильных макетов Михаила и Ольги Шу
Дом культуры «
Проект осуществлен в сотрудничестве с Государственной Третьяковской галереей.
- Медиаторский тур[Без]воздушные маршруты17–
26 мая 2024 - Книжная коллекцияАрхитектура, среда, биография: Александр Константинов
- Медиаторский турПризрачные формы11 апр–
5 мая 2024 - Публичная программаДом из воздуха и линий. Публичная программа28 мар–
3 мая 2024 - ПубликацияХудожественный жест как часть природы. Метод Александра Константинова