Двухчастная коллекция, в которую вошли работы по ландшафтному искусству и архитектуре, а также книги из личной библиотеки архитектора, математика и художника Александра Константинова.
Архитектура, среда, биография: Александр Константинов.
Книжная коллекция
- Возрастные ограничения
- 18+
Фото: Руслан Шавалеев
В начале 2024 года на Проспекте «
Сопровождающая проект книжная коллекция делится на две части. Первая из них посвящена проблеме ландшафтного искусства, исследованиям взаимодействия архитектуры и окружающей среды. Вторая часть собрания — временная экспозиция изданий из домашней библиотеки Александра Константинова. Их отобрала и предоставила вдова мастера, Наталья Константинова. Книги из личного собрания архитектора проливают свет на его творческие ориентиры.
Еще с 1970-х годов Константинов начал собирать по комиссионным магазинам литературу по истории древнерусского искусства и книжной графике — например, труд «Об искусстве, о книге, о гравюре» Владимира Фаворского. Сегодня в библиотеке архитектора можно найти каталоги и альбомы по рисунку, среди них — Drawing in Silver and Gold: Leonardo to Jasper Johns Стейси Селл и Хьюго Чапмана; истории парков и ландшафтной архитектуры — Contemporary Landscape Architecture Криса ван Уффелена; издания о любимых художниках Константинова: Джорджо Моранди, Роберте Смитсоне, Йозефе Бойсе.
Кроме того, Наталья Константинова передала в дар Библиотеке буклет первой персональной выставки художника, которая прошла в Третьяковской галерее в 1996 году, а также каталоги проектов с его участием, в том числе издание «Прямая и обратная перспектива русского минимализма : 1924 — Любовь Попова, 1994 — Александр Константинов» со статьями Виталия Пацюкова и Галины Ельшевской. В Библиотеке Дома культуры представлена и составленная дочерью архитектора Юлией Туловской книга «Текстиль авангарда. Рисунки для ткани» — исследование художественного языка, предвосхитившего будущие достижения мирового изобразительного искусства.
Книжная коллекция дополнена тиражным объектом «Мишень» — его выпустило издательство Tatlin, взяв за основу работу Константинова, желавшего «создать работу, которая имела бы практическое назначение». Идеи визуализации паттернов мышления и поиска свободы внутри канона воплощаются в образе мишени на поверхности тарелки. Так беспредметное понятие вновь материализовалось в осязаемой вещи. Подробнее об исканиях Константинова можно узнать из каталога Alexander Konstantinov того же издательства и из нескольких интервью мастера журналам Genius Loci и «Монитор».
Более широко проблемы исторического и смыслового контекста архитектурной инсталляции, с которой работал Александр Константинов, рассмотрены в исследованиях «Заметки об архитектуре древних и другие малые сочинения» Иоганна Винкельмана и «Ритм в архитектуре» Моисея Гинзбурга. Мартин Кольрауш посвящает работу «Предвестники современности: Восточно-Центральная Европа и подъем архитекторов-модернистов. 1910–1950» истории послевоенного архитектурного модернизма — важного для Константинова источника вдохновения. Уильям Мальпас в труде Land Art: A Complete Guide to Landscape, Environmental, Earthworks, Nature, Sculpture and Installation Art исследуют взаимодействие архитектурно-художественных объектов с физической средой. В нашем случае такой средой становится здание Дома культуры, поэтому каталоги произведений Ренцо Пьяно, архитектора реконструкции «