Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Акты исследования. Искусство и производство знания

Дата:
5 окт–30 ноя 2023
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Программа лекций, встреч и дискуссий, посвященная художественным исследованиям.

T

На протяжении истории художники так или иначе занимались исследовательской работой: изучали анатомию и законы оптики, наблюдали за природными явлениями и социальной жизнью, экспериментировали с материалами и формами. Однако сам термин «художественные исследования» появился сравнительно недавно — в 1990-х годах. С тех пор так называемое «искусство, основанное на исследовании» (research-based art) развилось в полноценный вид художественной практики, завоевавший крупнейшие международные выставки и биеннале.

Кураторы
Андрей Василенко, Лера Конончук

Продюсеры
Юлия Бучинская, Ангелина Ворона

Технический специалист
Никита Толкачев

События 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Иллюстрация: Станислав Шурипа

Слово «акты» в названии отражает двойственную суть исследовательской практики в искусстве. С одной стороны, это указание на активный, изобретательный, перформативный, порой вызывающий характер таких исследований: их методология каждый раз определяется заново в зависимости от комплексных условий, в которых невозможно выработать «объективный» подход — или, наоборот, хочется его избежать. С другой стороны, под исследованиями в искусстве зачастую узко понимают увлеченность художников эстетикой документа, когда выставка превращается в нечитаемый архив, сборник бюрократических актов, расписок и постановлений. Наша программа построена на пересечении этих проблематик и призвана охватить их широким взглядом, задействуя критику, нюансированный анализ методологий и сотворчество.

— Лера Конончук, куратор проекта

В эпоху глобализации, интернета и свободного доступа к информации исследование становится необходимым, а иногда и важнейшим художественным методом. Художники активно применяют методологию гуманитарных и точных наук, выступают в роли культурных антропологов и историков, работают с архивами и теоретической литературой. В результате искусство перестает быть исключительно областью чувственного познания: оно вторгается на территорию гуманитарных, социальных и естественно-научных дисциплин, ставя перед собой более комплексные задачи.

В каком смысле сегодня можно говорить о производстве знания в искусстве? Какого рода это знание — перформативное, фикциональное, партиципаторное? Какую роль оно играет в динамическом отношении к академической науке и ее институтам? Как развивались и развиваются художественные исследования в России и на так называемом постсоветском пространстве — и куда они могут привести?

Программа состоит из открытых лекций, а также теоретико-практической лаборатории для художников, кураторов и исследователей, заинтересованных в работе с историческим контекстом. Также в программе лекция-перформанс, не без юмора рассматривающая процесс производства знания с помощью искусства, и завершающая презентация специального номера журнала «Логос».

События программы в рамках Актов I и III доступны как в очном формате (по предварительной регистрации), так и в виде онлайн-трансляций.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}