Сайт VAC

ГЭС-2

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Свидетели времени.
Как художники работают с историей?

Карта-схема проектов лаборатории «Свидетели времени», посвященной взаимодействию искусства и гуманитарных наук.

Лаборатория «Свидетели времени» проходила в «ГЭС-2» с 14 октября по 25 ноября 2023 года. Она стала ответом на потребность художников и теоретиков совместно исследовать современность, попыткой разработать сценарии индивидуальной и коллективной работы со сложной реальностью, которые учитывали бы разнообразие контекстов и вариантов прошлого.

Карта создана по результатам совместных обсуждений и лекций участников лаборатории. В ней представлены все проекты «Свидетелей времени» (по состоянию на начало 2024 года), решающие нетривиальные исследовательские и художественные задачи, а также даны ссылки на лекции и интервью приглашенных спикеров, которые позволят читателю глубоко погрузиться в тему. Список выявленных нами в ходе лаборатории подходов — для удобства мы разделили их на шесть групп — разумеется, далеко не исчерпывающий и, надеемся, будет продолжен.

Материалы могут оказаться полезны тем, кто приступает к собственному проекту на границе искусства, антропологии и истории и задается вопросом, как продуктивно сочетать методологии из разных областей. Кроме того, они будут интересны всем, кто хочет больше узнать о нюансах исследовательской работы художников.


Шесть способов работы художника с историей 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

————  Нажимайте на стрелки,
                   чтобы перемещаться по карте

[ 1 ] Конструирование гипотетических ситуаций и альтернативных версий событий 

[ 1.1 ] Художественные резиденции можно рассматривать как сотворение миров — лабораторные пространства со своими символическими системами (Ж. Чайка, «Логос», № 1, 2024 ).
Художница Анна Тарарова , создательница проекта «НИИ имени А. Тараровой», доводит эту логику до предела, создавая резиденцию в родном городе Плёс на базе своего НИИ. Спекуляция, мокьюментари-стиль и коллективные практики воображения, возможно, помогут переосмыслить ситуацию в городе, за последние годы, к огорчению художницы, ставшем слишком популярным туристическим направлением.

Анна Тарарова (р. 1990) — живет в Москве. Область интересов — социальные явления и взаимодействие с нечеловеческими агентами методами социальной антропологии. Рабочее название проекта в рамках лаборатории «Свидетели времени» — «Два города»; география — Плёс, родной город автора.

[ 1.2 ] Художник Николай Онищенко в интервью  Кристине Романовой рассказывает о своей работе с альтернативной историей, смоделированными событиями и фактами. Он делает акцент на интуитивной работе с информацией, позволяющей обращать внимание на сложно схватываемый чувственный опыт и механизмы манипуляций восприятием.

[ 1.3 ] Аня Бёрч  конструирует альтернативный архив неслучившихся событий Карибского кризиса 1962 года. Визуальные материалы, документы и дневники зафиксируют историю жизни человека из параллельной реальности, в которой произошел ядерный взрыв, загнавший людей под землю. Центральными здесь становятся образы утраченного растительного мира, которые главный герой настойчиво старается воспроизвести и сохранить.

Аня Бёрч (р. 1989) — живет в Москве. Работает с живописью, графикой, фотографией и керамикой. В рамках лаборатории «Свидетели времени» разработала контристорический мокьюментари-проект, в котором рассматривает современные социокультурные тренды через призму альтернативной истории.

[ 1.4 ] Одним из важных методов художественной работы с историей является реэнактмент — реконструкция событий. Реконструировать можно как эпизоды истории, так и уже существующие художественные работы, если автор хочет подчеркнуть их значимость для своего времени и актуальность в настоящем, поставить их под вопрос или продлить заданный ими импульс в новую эпоху. Реэнактменту могут подвергаться и целые выставки . Кроме того, возможна критическая или спекулятивная реконструкция, когда некоторые элементы намеренно изменяются, чтобы получить определенный эффект.

Больше о реконструкциях выставок можно узнать на сайте Центра Экспериментальной Музеологии

[ 2 ] Контекстуальный пересмотр исторических практик искусства 

[ 2.1 ] В первую очередь актуален пересмотр концептуального искусства 1970-х годов, на Западе породившего волну институциональной критики, а в СССР — критики идеологии. Можно сказать, что исследовательское искусство впитало в себя обе эти стратегии: критическую направленность, внимание к работе институций и художественных и нехудожественных инфраструктур. 

[ 2.1.1 ] Художница Марина Дьяконова  использует образность соц-арта: работы группы «Коллективные действия» становятся визуальным и семантическим подспорьем для анализа новой общественной риторики. Что еще из наследия московских концептуалистов можно сегодня рассматривать как отправную точку для художественных исследований? В какой мере оно должно быть пересмотрено и, возможно, переприсвоено?

Марина Дьяконова (р. 1981) — живет в Москве. Работает в области фотографии, вышивки, скульптуры.



[ 2.1.2 ] Антрополог Николай Ссорин-Чайков в своей лекции  поясняет значение изобретенного им понятия «этнографический концептуализм»: на примере своей кураторской практики он показывает, как концептуальная выставка может стать методом этнографического исследования. Один из ключевых тезисов лекции заключается в том, что концептуальное искусство в связке с этнографической методологией позволяет исследовать инфраструктуру проекта: так выставка становится метакомментарием к собственным условиям, предпосылкам и последствиям.

[ 3 ] Критика исторических конвенций и существующих архивов 

[ 3.1 ] Художник Иван Новиков в своем выступлении  касается, в частности, понятия «контристория», важного для художника, ищущего альтернативу институциональным историческим нарративам. Зачастую современное искусство не просто уходит от привычного изображения истории, но представляет позицию маргинализированных и непредставленных слоев общества. При этом у художника есть несколько способов артикулировать свою позицию по отношению к историческим условиям, считает Новиков. 

[ 3.1.1 ] В интервью  Новиков рассказывает о собственной практике: работе с публичной историей и «трудным прошлым», напряжении между академическим и художественным подходами, а также об «искусстве улик и зацепок».

[ 3.2 ] Егор Исаев подходит к публичной истории с точки зрения академического исследователя и одновременно режиссера-документалиста. В своей лекции  и в интервью  он рассказывает о повествовательной силе кинематографа, в котором образы прошлого могут стать материалом для исследования сегодняшнего дня. При этом он отстаивает позицию, что искусство хоть и является комментарием к современности, но дает возможность получить новый, незнакомый опыт на эмоциональном уровне.

[ 4 ] Взаимодействие с сообществами 

[ 4.1 ] Художники и исследователи по-разному отвечают на вопрос, какую роль в их работе играют сообщества. Делается ли проект в первую очередь для сообщества или о нем? Какая роль отводится зрителю? 

Илья Пронченко (р. 1988) — живет в Челябинске. Краевед, автор книг и статей. Его «Картография» — это исследование и репрезентация вернакулярных районов и границ, картирование города представителями разных сообществ на местном материале. Исследовательский проект с элементами художественного реализован в доме челябинского архитектора.

[ 4.1.1 ] Краевед Илья Пронченко  организовал исследовательскую выставку, построенную на принципах контркартографии: к картированию районов Челябинска были приглашены представители различных сообществ: незрячие, архитекторы, футбольные фанаты и местные старожилы.

[ 4.1.2 ] Екатерина Дефье  с коллегами создает зины с рассказами из жизни людей, родившихся в начале ХХ века. Исследователи работают с историями, полученными из первых уст, и структурируют домашние архивы, пытаясь выявить общий нарратив в жизнеописаниях представителей старшего поколения.

Екатерина Дефье (р. 1996) — живет в Москве. Работает в области прикладной истории (public history). Автор социального проекта «ЗИНЫ». Создает рефлексивные материалы, помогающие осмыслить и структурировать личную историю людей, родившихся в первой половине ХХ века.

[ 4.2 ] Художники-фотографы Федор Телков и Елена Аносова в совместной лекции  рассказывают о работе с сообществами: Телков — со старообрядческой общиной, Аносова — с женщинами-заключенными исправительной колонии. Федора интересует в первую очередь возможность репрезентации большой истории, стоящей за жизнью различных старообрядческих общин в России и за ее пределами. Елена фокусируется на индивидуальности, трансформированной рамками институции. 

[ 4.2.1 ] Подробнее о практике Федора Телкова, стремлении к правдивости изображения, методологических основаниях и сложностях полевой работы можно узнать из его интервью .

[ 4.3 ] О методах и техниках этичного сбора материала полевых исследований рассказывают  Лев Калиниченко и Мария Перминова (платформа «Заповедник»). 

[ 4.3.1 ] Каким образом представлять материалы, собранные художником с помощью интервью? Анастасия Деткова  задавала людям вопросы: «Кто, на ваш взгляд, сегодня достоин помощи?» и «Кто, на ваш взгляд, помощи не достоин?» Такое интервьюирование не похоже на социологическое (у художницы нет репрезентативной выборки, желания получить статистику или объективную картину): это попытка зафиксировать общий эмоциональный фон с помощью ответов случайных прохожих. Обсуждая проект Анастасии Детковой на лаборатории, мы дольше всего говорили о возможных вариантах его презентации: какая форма донесет до зрителя или слушателя парадоксальное сплетение случайности, сопереживания, автоматизма, рефлексии и ответственности, рождающееся во время интервью?

Анастасия Деткова (р. 1993) — живет в Екатеринбурге. Работает с перформансом и темами другого, ответственности, сострадания, сообществ, женского, локальности и труда. Рабочее название проекта в рамках лаборатории «Свидетели времени» — «Кто достоин?».

Дарья Зиновьева (р. 1996) — живет в Санкт-Петербурге. Танцхудожница и хореограф. В рамках лаборатории «Свидетели времени» создала видеоперформанс «Город моего танца», в котором стремится уловить хореографию горожанина Санкт-Петербурга.

[ 4.4 ] Как определить границы сообщества? Дарья Зиновьева  выбрала центральным объектом своего видеоперформанса фигуру горожанина-петербуржца. Можно ли выделить специфическую хореографию разных типов горожан? Стоит ли ограничиться видимыми субъектами — или, наоборот, сфокусироваться на тех, кого нет в пространстве города?

[ 4.5 ] В своем художественно-этнографическом проекте «Путь к морю» Елена Сакирко  восстанавливает по памяти путешествие по реке Мезень к Белому морю, фиксируя путь в обратном порядке. Получившаяся реконструкция путевого дневника состоит из произвольно выбранных материалов, фотографий, артефактов и интервью с жителями деревень. Елена также задается вопросом о том, как вернуть месту произведенное о нем знание, а художественный проект — его героям.

Елена Сакирко (р. 1986) — живет в Москве. Работает в области автоэтнографии путешествий: стремится зафиксировать свое движение с помощью записи разговоров, создания коллажей и рисунков, чтобы потом обратиться к воспоминаниям. В рамках лаборатории «Свидетели времени» создала проект «Путь к морю» на реке Мезень в Архангельской области.

Елена Сакирко. Путь к морю
[
pdf, 156 мб ] 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

[ 5 ] Автобиография, личные нарративы 

[ 5.1 ] Автобиографический компонент зачастую становится отправной точкой для создания проекта, определяет фокус внимания художника. Так, Мария Локтева  собирает истории женщин-революционерок, носящих одно с ней имя. А Федор Тощев  в своем скульптурно-фотографическом исследовании Рыбинского водохранилища использует метафору физического ощущения от долгих прогулок вдоль береговой линии.

Мария Локтева (р. 2000) — живет в Москве. Работает преимущественно с текстом, иногда вставляя в общую художественную канву документальные формы — фотографии, аудио- и видеозаписи. Эпистолярный проект в рамках лаборатории «Свидетели времени» посвящен революционеркам XIX–XX веков по имени Мария.


[ 5.2 ] Личная история позволяет продемонстрировать позициональность художника, выделить точку, из которой он высказывается, в общем нарративе. 

Федор Тощев (р. 1976) — живет в Москве. Работает с соотношением понятий места, памяти и ландшафта в рамках исследования водохранилищ верхнего Поволжья.
Рабочее название проекта в рамках лаборатории «Свидетели времени» — «Скульптуры».

[ 5.2.1 ] Саша Пучкова  задается вопросом о праве на рассказ об истории места. Родившись и прожив первые годы на Байконуре, сегодня она ищет точку сборки для исследования этой закрытой территории. Чтобы избежать экзотизации, свойственной стороннему наблюдателю, она решила использовать метод автофикции — сочетания фактических и вымышленных элементов своей биографии.

[ 5.3 ] О методе автоэтнографии рассказывает  социолог Дмитрий Рогозин: начинать с себя — легитимная и чрезвычайно плодотворная практика не только в художественной, но и в академической сфере.

Саша Пучкова (р. 1989) — живет в Москве. Междисциплинарная художница, работает с графикой, керамикой, цифровым коллажем, VR, создает объекты и инсталляции. Участница групп Digital Object Alliance и «ШШШ». Рабочее название проекта в рамках лаборатории «Свидетели времени» — «Байконур. Стóроны».

[ 5.4 ] Как художники, так и исследователи нередко говорят об усталости от семейной истории: отталкиваться от нее стало рутинным приемом в искусстве и художественных исследованиях. Как сохранить вовлеченность в историю семьи и вместе с тем выйти за рамки рассказа о генеалогическом древе? 

[ 5.4.1 ] Художница Дарья радиорыб  расширяет автобиографическую историю через специфическую тему овцеводства и производства шерсти. Тонкорунное производство когда-то было главной сферой хозяйства в важном для нее Ставропольском крае.

Дарья радиорыб (р. 1991) — живет в Калининграде и Калуге. Работает с живописью, коллажем, объектами, инсталляцией, фотографией. Главные области художественного интереса — время и память. В работе «Полынью и пылью», созданной в рамках лаборатории «Свидетели времени», использованы объекты из шерсти, предметы из семейного архива, документация сайт-специфической инсталляции. Проект создан в Апанасенковском районе Ставропольского края.

[ 6 ] Работа с ландшафтом, архитектурой, материальной памятью места 

[ 6.1 ] История оседает не только в архивах: она впечатывается в окружающую нас действительность в виде материальных знаков, индексов. 

[ 6.1.1 ] Зачастую ландшафт имеет столь сильный организующий потенциал, что сам превращается в метафору исторической динамики. 

[ 6.1.1.1 ] Проект Надежды Ховаевой  «На разломе времен» посвящен Александровскому грабену в Волгоградской области: этот геологический разлом сам по себе является неким архивом времени. Стоит ли дать голос камню?

Надежда Ховаева (р. 1976) — живет в Волгограде. Работает с локальной историей и памятью места, создает фиджитал-объекты и инсталляции. Автор проекта «На разломе времен» в рамках лаборатории «Свидетели времени».

[ 6.1.1.2 ] Наташа Данилова  задумала проект про историю женщин своей семьи — переселенцев-чувашей из Самарской губернии. Может ли степь Южного Урала и Оренбуржья стать организующим художественным материалом, оттеснив на второй план документальные свидетельства жизни семьи? Фотографии художницы используют метафору слоистости и рельефа, соединяя в себе человеческое и средовое.

Наташа Данилова (р. 1993) — живет в Челябинске. Работает со свидетельствами истории, темами памяти, идентичности, взаимоотношений с домом. В рамках лаборатории «Свидетели времени» работает над проектом под рабочим названием «Memory Seams / Швы памяти / Вспоминание моря», сопоставляя в лирических коллажах следы ландшафта Южного Урала и Оренбуржья — и собственные телесные отметины.

[ 6.1.2 ] Эти индексы служат основанием для создания нарратива, потенциально способного объединить локальное сообщество. Об этом задумывается Яна Двоенко  в проекте альтернативного краеведения «Наши волосы — наше знание», посвященного местам, связанным с хиппи-движением Смоленска. Исследовательница выбрала формат альтернативного путеводителя — малотиражной документальной фотокниги.

Яна Двоенко (р. 1988) — живет в Москве и Смоленске. Основательница и куратор галереи современного искусства «Дом молодежи» в Смоленске (2019–2021). Инициатор проекта по архивации и исследованию современного искусства и культуры «Смоленский архив: другое краеведение».

[ 6.1.3 ] Книга «В месте» Алены Троицкой  стала попыткой реконструировать и прожить опыт прапрабабушки-художницы, которая совершила в свое время дерзкий эмансипаторный жизненный выбор. Получилось визуально-чувственное исследование пространств и поверхностей, увиденных Аленой в селе Красино-Убережное Тульской области. Поверхность становится для художницы точкой контакта с социальной и геологической историей места, а также с собственным телом и воображением.

Алена Троицкая (р. 1982) — живет в Москве. Изучает взаимодействие природного и человеческого, временных, культурных и исторических слоев. Работает с инсталляцией, объектами, скульптурой, живописью, фотографией, видео и перформансом. Автор проекта «Вместе» и книги «В месте». Участница третьего сезона программы Collab Центра художественного производства «Своды».

[ 6.2 ] Лекция Алисы Савицкой  посвящена художественной сцене Нижнего Новгорода и тому, как уличное искусство перестает быть исключительно уличным, оставаясь при этом внимательным к среде и контексту.

[ 6.3 ] Сергей Карпов  в своих автоэтнографических работах ведет аффективную документацию нового для себя опыта эмиграции. Интегрируя в текстовый автонарратив старые фотографические серии, снятые на родине, он исследует, как меняется мышление при смене локации, в новой ситуации уязвимости. Сергей задается вопросом, в чем же, собственно, проявляется родина, которую он продолжает нести в себе, и какие воображаемые и реальные элементы прошлого формируют среду жизни эмигранта наравне с новыми связями.

Алена Троицкая. В месте
[
pdf, 6.5 мб ] 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Сергей Карпов (р. 1986) — живет в Майнце (Германия). Документалист и исследователь. Работает с фотографией, кино, подкастами, текстами и интерактивными веб-проектами. В рамках лаборатории «Свидетели времени» создает проект с рабочим названием «Починить время».


Если выше вы видите пустую страницу, пожалуйста, вернитесь наверх, нажмите на стрелку и дальше продолжайте двигаться по карте, нажимая на стрелки в заголовках.

Участники лаборатории
Анна Бёрч, Татьяна Ведерникова, Анжела Гурциева, Наташа Данилова, Яна Двоенко, Анастасия Деткова, Екатерина Дефье, Марина Дьяконова, Степан Есаян, Карина Жавлиева, Дарья Зиновьева, Ольга Иванникова, Сергей Карпов, Мария Локтева, Илья Пронченко, Саша Пучкова, Дарья радиорыб, Елена Сакирко, Анна Тарарова, Макар Терёшин, Федор Тощев, Алена Троицкая, Надежда Ховаева

Приглашенные лекторы
Елена Аносова, Егор Исаев, Лев Калиниченко и Мария Перминова, Иван Новиков, Николай Онищенко, Дмитрий Рогозин, Алиса Савицкая, Николай Ссорин-Чайков, Федор Телков

Кураторы
Лера Конончук, Кристина Романова

{"width":1400,"column_width":89,"columns_n":13,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1600
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}