Номер журнала, подготовленный совместно с научным отделом фонда
Художественные исследования.
«Логос» № 1 / 2024
- Возраст:
- Тип:
- Возрастные ограничения
- 16+
Из вступительного текста редакторов номера Леры Конончук и Инны Кушнаревой:
Этот выпуск «Логоса» готовился параллельно с публичной программой «Акты исследования» в «
Если мы учитываем кризис знания и мультипликацию его форм («...сегодня на знание, его порождение могут претендовать любые сущности и вещи, в любых обстоятельствах, с любыми процедурами обоснования или, наоборот, их отсутствием» (Дмитрий Кралечкин)), если мы все чаще говорим о воплощенном знании, перформативном, процедурном знании-как, телесном знании, эмоциональном знании, незнании, то как мы все-таки можем определить — или, лучше, переопределить — «художественное исследование»? Стоит ли вообще пытаться давать новые определения этому явлению или же нужно, вслед за коллегами из Journal for Artistic Research, отбросить попытки дать четкие дефиниции, вместо этого предложив анализ того, что подобное исследование может делать?
Нам кажется, что стоит сделать и то, и другое. Хотя, как прослеживают авторы этого выпуска, термин «художественное исследование» появляется в западной академической среде (а потому подвергается критике ровно за то, за что критикуют эту среду), а «производство знания» и вовсе исходит из американской экономической теории 1970-х годов, эти явления живут новой жизнью в новых, постоянно меняющихся условиях. Тем не менее «художественное исследование» — это не «что угодно», хотя рамки его достаточно широки. Несмотря на различающиеся в зависимости от общественно-политических, исторических обстоятельств приложения исследовательских оптик, художественная модальность разными авторами все же видится как специфическая. Специфика ее лежит не на уровне извечного противопоставления индивидуального и институционального, дискурсивного и чувственного, рационального и иррационального — или, наоборот, недальновидного следования исключительно за устоявшимися академическими формами производства знания. Она заложена на уровне уточнения формы, вариации знания, с которым искусство работает: эстетического знания, включающего в себя «процедурно-практическое» и «знание через знакомство» (С. Шурипа); знания, производство которого построено на диалоге и вовлечении других (О. Широкоступ); знания, открытого ошибкам, недостоверностям, непрозрачности и неясности; знания как процесса; знания как прояснения, которое позволит искусству выйти за границы эстетического (Й. Регев, А. Петук); знания как символического доступа к сверхчувственному и непредставимому (К. Бохоров); знания как создания миров (Ж. Чайка).
Содержание номера
1. От редакции. По поводу, для и посредством
2. Лера Конончук. Станция «Дистанция». Диспозитив производства знания в ранних российских художественных исследованиях
3. Женя Чайка. Эпистемологическая полезность художественных резиденций и шелуха повторений
4. Ольга Широкоступ. Блуждая среди высот гор и низин рек: художественные исследования и то, что их характеризует
5. Дмитрий Кралечкин. Полураспад светил: знание и его кризисы
6. Станислав Шурипа. От метода к предмету
7. Константин Бохоров. Сверхъестественное знание как побочный продукт художественного использования искусственного интеллекта
8. Анастасия Алехина, Александр Писарев. Исполнять технонауку: Art & Science c точки зрения современной метафизики
9. Диана Ухина, Бермет Борубаева. Школа методологии художественных исследований: практика и теория
10. Йоэль Регев, Алек Петук. Кто я — крот или змея? Направление произведения знания
11. Максим Селезнев. Кинематограф в одном кадре