Сайт VAC

Акт III. Свидетели времени

Дата:
14 окт–25 ноя 2023
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Цикл открытых лекций и закрытых практических встреч, посвященных производству исторического знания.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Лаборатория ориентирована на художников-исследователей, кураторов, теоретиков искусства, чья художественная практика и научные интересы сосредоточены в области истории и антропологии. Это программа для тех, кто интересуется междисциплинарным взаимодействием социальных наук и современного искусства и хочет разобраться в методологии работы художников, антропологов и историков.

Иллюстрация: Станислав Шурипа

Название цикла отсылает к немецкому термину Zeitzeuge, который можно перевести как «свидетель времени» или «очевидец каких-либо событий». Это направление изучает практики освоения истории непрофессионалами: поиск, сохранение и анализ устных свидетельств о прошедших событиях. Как свидетели времени формируют свое особое знание об истории современности, в том числе локальной? Над этими вопросами участники лаборатории поразмышляют вместе с историком-этнографом, антропологом, социологом, художниками и кураторами.

— Кристина Романова, куратор лаборатории

Открытая теоретическая часть состоит из четырех блоков лекций, в каждом из которых на определенную тему высказываются ученый и представитель художественного сообщества. Впрочем, разделение условно: большинство спикеров так или иначе имеют опыт работы в обеих областях. Как сформировать знания об истории с помощью междисциплинарного искусства? Какие возможности здесь могут дать автоэтнография, изучение локальной истории и истории искусства? Как работают с этой темой наука и искусство, по отдельности и вместе?

Кураторы

Лера Конончук — старший научный сотрудник фонда V–A–C, исследовательница эпистемологии искусства.

Кристина Романова — куратор галереи «Триумф», в прошлом куратор и соосновательница междисциплинарного центра Department of Research Arts. Совместно с Наилем Фархатдиновым курировала исследовательские проекты о пространстве и времени «Только неофициальный язык» (ЦСИ «Винзавод», 2016), «По краям» (ВДНХ, 2019), «Перерыв 15 минут» (Всероссийский музей декоративного искусства, 2020; Арсенал, Нижний Новгород, 2021). Номинант премии «Инновация» за проект «ПРОМЕТЕЙ. ДЕМОВЕРСИЯ: Эксперимент обещает стать искусством» (2016, НИИ х Alpbau).

Программа

Роль искусства в производстве знания об истории.
Круглый стол

Когда: 14 окт 2023, 14:00–15:30
Где:
Центральная платформа

Исследователи и художники очертят круг вопросов, связанных с главной темой лаборатории: как междисциплинарное искусство помогает нам узнавать историю прошлого и современности? Первый блок дискуссии посвящен понятию «знание» в контексте истории и процессам его формирования с позиций исторического поворота в антропологии, контристории и альтернативной истории. Об этом поразмышляют историк-этнограф Николай Ссорин-Чайков и социолог Дмитрий Рогозин.

Во второй части участники обратятся к понятиям «исследование» и «экспедиция», так часто употребляемым как в прямом, так и в метафорическом смысле, что их значения размылись. О том, зачем представителям художественного сообщества ездить в экспедиции и собирать биографический и другой материал, расскажут художник Иван Новиков и режиссер Егор Исаев.

На примерах конкретных междисциплинарных проектов участники дискуссии обсудят, всегда ли необходима и возможна совместная работа художников и исследователей, какие есть способы погружения в контекст и каких результатов можно ожидать.

Участники

Модератор

Егор Исаев, Лера Конончук, Иван Новиков, Дмитрий Рогозин, Алиса Савицкая, Николай Ссорин-Чайков

Кристина Романова

Блок первый.
Исследования прошлого

Академический ученый и художник-теоретик современного искусства поделятся своими точками зрения на процесс формирования знания об истории и специфику его существования в конкретных академическом, художественном и социальном контекстах.

Особенности формирования знания в антропологии и ее связь с локальной и глобальной историей

Когда: 17 окт 2023, 18:00–19:00
Где: Верхняя платформа

В России антропологию традиционно относят к историческим дисциплинам. В западной антропологии во второй половине ХХ века произошел так называемый исторический поворот: ученые стали рассматривать культурные различия и устройство традиционных обществ в глобальном контексте. Что антропологи сегодня понимают под историческим знанием? Какие методики помогают сформировать последнее? Может ли в этом быть полезным сотрудничество с художниками? Уместен ли междисциплинарный подход в академической сфере? И что такое этнографический концептуализм?

Спикер

Николай Ссорин-Чайков — историк-этнограф, антрополог, куратор, преподаватель. Доцент Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ, руководитель образовательной программы «Глобальная и региональная история». Куратор проектов «Дары вождям» (Музеи Кремля, 2006), «Мари.Research, Чуваши.Research» (ЦСИ «Винзавод», 2016). Автор монографии «Социальная жизнь государства на севере Сибири» (Stanford University Press, 2003), редактор спецвыпуска «Этнографический концептуализм» журнала Laboratorium (2013) и сборника «Топография счастья: этнографические карты модерна» («Новое литературное обозрение», 2013). Профессиональные интересы — антропология времени, антропология постсоциализма, историческая антропология, антропология дарообмена.

Как современные художники работают с прошлым

Когда: 21 окт 2023, 14:00–15:00
Где:
Верхняя платформа

Производство знаний о прошлом и его репрезентации неакадемическими методами давно стали объектом интереса художников. Какие подходы помогают художникам осмыслить историю и произвести знания о ней? Почему в 2010-х годах они стали особенно часто обращаться к работе с прошлым? Что искусствоведы называют «архивной лихорадкой» и отчего все больше художников обращают свой взгляд в прошлое? Сегодня у этой части современного искусства сформировалась своя методология, которую и постарается осмыслить лектор.

Спикер

Иван Новиков — художник, куратор, преподаватель. Выпускник МГАХИ имени В. И. Сурикова, Института «База», МВШСЭН (Шанинка) и Манчестерского университета. Сооснователь независимого центра «Красный». Член редакционного совета «Художественного журнала». Заведующий кафедрой живописи в Институте «База». Автор нескольких персональных выставок, регулярный участник групповых выставочных проектов и международных биеннале. Номинант премии Кандинского в категории «Молодой художник» (2015), премии «Инновация» в категориях «Кураторский проект» (2016) и «Книга года» (2021), а также премии Зверева (2021).

Блок второй.
Субъективная история

Лекции посвящены двум разным подходам к работе с прошлым: публичной истории, с одной стороны, и таким художественным практикам, как псевдодокументалистика, с другой.

Публичная история и образы прошлого в кинематографе

Когда: 24 окт 2023, 18:00–19:00
Где:
Верхняя платформа

Что такое публичная история? Как художники и кинематографисты интерпретируют и изображают прошлое? Какие существуют подходы к изучению аудиовизуальных произведений минувших эпох? Как менялись исторические фильмы за последние 80 лет? Отдельное внимание лектор уделит тому, как политические идеологии и культурные предпочтения режиссеров влияют на изображение исторических событий в кино.

Спикер

Егор Исаев — режиссер, исследователь. Выпускник Московской школы кино и магистратуры МВШСЭН (Шанинка). Режиссер фильмов «Обряд» (2018), «Бег» (2019), «Красный» (2020), «Цинк» (2020), «Подростки и котики» (2021). Область исследовательских интересов — репрезентация прошлого в кинематографе, культурная политика, теория киноискусства. Публиковался в журналах The Ideology and Politics Journal, International Public History, «Неприкосновенный запас», «Артикульт», а также «Журнале исследований социальной политики», «Международном журнале исследований культуры» и других.

Художественная практика и альтернативное знание

Когда: 28 окт 2023, 14:00–15:00
Где:
Верхняя платформа

Результатом работы с историческим знанием могут стать инсталляции, дневники, видео-арт, графика, живопись. Как художник выбирает историческое событие или фигуру, которые станут отправной точкой его исследования? Как погружается в контекст эпохи? Почему ему важно создавать это альтернативное знание и что получается в результате конструирования собственной версии истории?

Спикер

Николай Онищенко — художник, графический дизайнер. Выпускник художественно-графического факультета Воронежского государственного педагогического университета и Института проблем современного искусства. В своих работах обращается к аспектам восприятия человека в эпоху новых технологий, а также к изменениям в мышлении и самоощущении, связанным с переизбытком информации.

Блок третий.
Полевые исследования современности

Культуролог, социолог и двое художников — о том, как полевые исследования помогают запечатлеть и понять историю наших дней.

Выйти в поле: как работать с документальными материалами

Когда: 31 окт 2023, 18:00–19:00
Где:
Верхняя платформа

Для куратора и редактора онлайн-платформы «Заповедник» достопримечательности — это не только природные или архитектурные объекты, а люди, их образ жизни, традиции, память и стереотипы. Наши лекторы совершили более 15 экспедиций от Сахалина до Карелии и с помощью фотографов и видеографов превратили собранные материалы в тексты и фильмы. На лекции они расскажут о том, как выбирают темы, ищут героев, собирают полевые материалы и какое представление о современности формируется в результате подобной работы.

Спикеры

Лев Калиниченко — редактор исследовательской онлайн-платформы «Заповедник». Выпускник НИУ «Высшая школа экономики» по направлениям «Экономическая социология» и «Прикладная культурология».

Мария Перминова — куратор специальных проектов онлайн-платформы «Заповедник». Выпускница НИУ «Высшая школа экономики» по направлению «Культурология». Работает в проекте «Заповедник» с 2016 года: на основе исследований создает медийные продукты.

Лев Калиниченко и Мария Перминова — соавторы спецпроектов «Здесь был Юхани» (2018), «Отдых для взрослых» (2019), участники выставки «По краям» (ВДНХ, Москва, 2019), режиссеры фильма «Мой дом — твой дом» (2019), кураторы выставки «Хроники потерянных земель» (Галерея Надежды Брыкиной, 2017), «Чувство дома» (Еврейский музей и центр толерантности, Москва, 2022).

Место как соучастник визуальных исследований современности

Когда: 4 ноя 2023, 14:00–15:00
Где:
Верхняя платформа

Фотограф Федор Телков расскажет об особенностях документации повседневной жизни самого индустриального региона страны — Урала — в постиндустриальную эпоху и о том, почему важно фиксировать быт и культуру малых народов и этнических групп России — марийцев, хантов, манси, ненцев, селькупов, осетин и российских немцев. А художница Елена Аносова поделится опытом работы с социальными, профессиональными и другими сообществами, накопленным в ходе социологических и визуальных исследований в городах России.

Спикеры

Федор Телков — фотограф, художник, исследователь. Лауреат премии «Инновация» в номинации «Проект года» с выставкой «Урал мари. Смерти нет» (2021) и конкурса Circuito OFF в рамках фестиваля Festival di Cortona (Италия, 2013), фотоконкурсов имени Андрея Стенина (2016, 2018), «Молодые фотографы России» (2009, 2013, 2016, 2018), Fotocanal Photobook (Испания, 2016), Sacred. The Experience Of Beyond журнала Urbanautica (Италия, 2020). Автор и соавтор шести книг. Автор персональных выставок и участник групповых проектов в городах России, в Голландии, США, Франции, Японии и других странах. Работы публиковались в The Independent Photographer, British Journal of Photography, GEO, The Guardian, The Calvert Journal, Forbes и других изданиях.

Елена Аносова — художница, куратор. Соосновательница арт-резиденции «Дело о клубнике», наставница мастерской «Проектное мышление в визуальных медиа» в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. Работает с темой границ между сообществами, занимается визуальной социологией, сочетая фотографию, инсталляцию, исследование архивов и другие медиа. Эти визуальные исследования получали поддержку фонда Аарона Сискинда, Музея современного искусства «Гараж», Дома культуры «ГЭС-2». Работы отмечены наградами выставок World Press Photo, Center Project, журнала LensCulture. Участница российских и международных арт-резиденций «Заря» (Владивосток), KulturKontakt (Австрия), Docking Station (Нидерланды) и других.

Блок четвертый.
Личная и локальная история

Куратор и ученый — о роли автоэтнографии и автофикшена в формировании знаний об истории и о связи художественных экспериментов с локальной историей искусства.

Автоэтнография и этнографические работы: собственное знание об истории

Когда: 11 ноя 2023, 14:00–15:00
Где:
Верхняя платформа

Многие работы современных художников, литераторов и кинематографистов основаны на личных историях. Можно ли назвать такой подход автоэтнографией? Чем автоэтнография отличается от написания биографий, как сформировался этот жанр и как применяется в исследовательской среде?

Спикер

Дмитрий Рогозин — кандидат социологических наук, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС, преподаватель факультета социальных наук МВШСЭН (Шанинки), старший научный сотрудник Института социологии РАН. Области научных интересов — методология социальных исследований, социология старения.

Роль сайт-специфических практик в формировании знания о локальной истории

Когда: 14 ноя 2023, 18:00–19:00
Где:
Верхняя платформа

Поговорим о том, как художники работают с локальной историей и культурой, на примере нижегородской художественной сцены. Как формируется локальная культурная среда? Как история, ландшафт и другие факторы влияют на создание визуального языка? Как локальная история искусства становится частью глобальной?

Спикер

Алиса Савицкая — главный куратор студии «Тихая» (Нижний Новгород), приглашенный куратор Музея Москвы. Руководитель отдела выставок нижегородского Арсенала (2009–2021), где реализовала и курировала более 130 выставочных проектов, в том числе «Живой уголок» (2014), «Музей великих надежд» (2015), «Жизнь живых» (2016) и «Простые чувства» (2017). Соавтор книг «Коммунальный авангард. Каталог-путеводитель по соцгородам Автозавода и Уралмаша в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге» (2011, совместно с Еленой Беловой и Алексеем Гординым) и «Краткая история нижегородского уличного искусства» (2019, совместно с Артемом Филатовым).

Презентация итогов лаборатории

Когда: 25 ноя 2023, 14:00–15:30
Где:
Платформы

Участники практической части программы, а также лекторы соберутся вместе, чтобы представить созданные в ходе лаборатории проекты и рассказать о дальнейших планах.

Модераторы

Лера Конончук, Кристина Романова

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}