Внимание!  19 — 21 мая меняется время работы Дома культуры.  19 мая мы открыты до 19:00, 20 мая — до 18:00, 21 мая — до 15:00.  Зрителей концерта «И все таки она вертится» 21 мая мы ждем в «ГЭС-2» начиная с 19:00.
Сайт VAC

Акт I. Художник как исследователь

Дата:
5 окт–30 ноя 2023
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Цикл публичных встреч, посвященных художественным исследованиям — проектам на пересечении искусства и академической науки.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Программа для широкого круга участников — попытка ответить на вопрос, чем является сегодня художественное исследование, и критически взглянуть на амбиции современного искусства стать комплексной системой знания о мире, в котором мы живем. Какую пользу могут принести друг другу искусство и гуманитарные или естественные науки? Какого рода знание производится в таких проектах и с какими проблемами сталкиваются в процессе художники и ученые?

Иллюстрация: Станислав Шурипа

Программа

Что такое художественное исследование?

Когда: 5 окт, 19:00–21:00

<iframe width="100%" height="100%" src="https://www.youtube.com/embed/_iHnPXjX3CQ?si=VHbROfySLNh80RAR" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" allowfullscreen></iframe>

За искусством и раньше признавалась способность особым образом постигать действительность, но с некоторых пор оно стало вторгаться в область наук, преимущественно гуманитарных, и претендовать на полноправное место в системе производства знания. Наряду с научным и практическим знанием начали выделять аффективное, ситуативное, распределенное и множество других. Кураторы «Актов исследования» обсудят природу и современный статус художественных исследований, а также подробно расскажут о том, что ждет зрителей и участников на встречах трех актов программы.

Прикладная методология подготовки художественных исследований

Когда: 12 окт, 19:00–21:00

Современная практика требует от художников вступать в коллаборации с самыми разными исследователями и обращаться к различным базам информации — от исторических архивов до результатов социологических опросов. Однако зачастую художники используют собственные, авторские методы поэтической или критической интерпретации данных. Дискуссия посвящена прикладному аспекту исследовательской деятельности в искусстве: какими критериями руководствуются авторы, собирая материал для своих проектов?

Участники

Алексей Булдаков — художник. Окончил РГГУ по специальности «социальная антропология», учился в Венской академии искусства. Участник арт-группы «Общество Радек» (1999–2004). В 2011 году совместно с художницей Анастасией Потемкиной основал Лабораторию городской фауны.

Ян Гинзбург — художник, участник множества групповых и персональных выставок. Окончил Институт проблем современного искусства. Его художественная практика представляет собой нетипичный для современного российского искусства пример работы с памятью.

Ксения Скорытченко — культуролог, куратор, независимый исследователь. Занимается социокультурным программированием городских пространств в Citymakers. Ведущая авторских лекций по теории и антропологии культуры. Участвовала в проектах ГМИИ имени А. С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства «Гараж», Политехнического музея, галерей Lisson и Narrative Projects (Лондон), Музея ван Аббе (Эйндховен), музея Фрис (Леуварден), Jameel Arts Centre (Дубай) и др.

Модератор
Андрей Василенко

Science art: эпистемологический статус феномена

Когда: 26 окт, 19:00–21:00

Вносит ли science art вклад в академические исследования или служит лишь иллюстрацией хорошо известных научных фактов, эффектной презентацией чужих результатов? На примере этого направления современного искусства мы разберем самую больную тему в области художественных исследований.

Спикеры

Саша Пучкова — междисциплинарная художница. Работает с графикой, керамикой, цифровыми коллажами, VR. Ключевые темы — эволюция феминизма, фантастическая картография биологических, цифровых, ботанических явлений. Участница арт-групп Digital Object Alliance и «ШШШ». Выпускница Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Британской высшей школы дизайна, Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. Магистр искусств университета Манчестера (Великобритания) и Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки). Участница 6-й Уральской биеннале современного искусства (2021). Резидент Мастерских Музея современного искусства «Гараж» (2022–2023) и 9-го сезона Открытых студий Центра современного искусства «Винзавод» (2023). Работы находятся в коллекциях Мультимедиа Арт Музея и Microcollection (Италия).


Анна Титовец [Intektra— медиа- и видеохудожница, куратор, культуролог, исследовательница цифровой культуры. Главный куратор Музея криптографии, автор концепции экспозиции и креативный директор. Основатель и программный директор фестиваля цифрового искусства Plums Fest, сокуратор множества событий в сфере медиаискусства в России и Европе, таких как фестивали Ars Electronica (Линц, Австрия), Pixels Fest (Екатеринбург), «Политех». Как художница работает преимущественно с темой техноантропологии. Работы представлены на выставках и фестивалях в разных странах. Номинант премии «Золотая Маска».

Модератор

Андрей Василенко

Против эрудиции: отказ от изучения архивов в пользу создания собственных баз данных на основе интернет-скроллинга

Когда: 16 ноя, 19:00–21:00

Мир переживает кризис экспертного знания. Возможности интернета, а теперь еще и инструментов искусственного интеллекта позволяют каждому создавать собственные базы данных и становиться экспертом на своем поле. В то же время незнание перестает быть чем-то постыдным, а всеохватная эрудиция начинает казаться подозрительной. Доступной информации стало так много, что пользователи сами решают, в каких объемах и формах ее потреблять. Одновременно знание квантифицируется, разлагается на легко усвояемые элементы, что зачастую приводит к ухудшению его качества.

Спикеры

Катя Колпинец — исследовательница медиа и культуры селебрити, преподаватель Школы культурологии НИУ «Высшая школа экономики». Автор книги «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты» (2022).

Инна Кушнарёва — культуролог, кинокритик, переводчик и редактор переводов философской и научной литературы. Член редколлегии журнала «Логос». Вела авторский курс «Неклассические эстетические категории» в Московской школе нового кино. Автор лекционных курсов в Музее современного искусства «Гараж», в программе «Философский клуб» Центра современного искусства «Винзавод» и в Открытом лектории Павильона острова Новая Голландия (Санкт-Петербург). Автор публикаций в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки», Logos Review of Books и других.


Искусственный интеллект и художественные исследования

Когда: 24 ноя, 19:00–21:00

Как распространение искусственного интеллекта может повлиять на художественные исследования? Станут ли передовые технологии источником новых методов для создателей проектов на границе науки и искусства, таких как коллектив Forensic Architecture? Поможет ли возможность обрабатывать большие массивы данных открыть новые горизонты эстетического опыта — и если да, то какая роль будет отводиться художнику в этом автоматизированном процессе?

Появление нейросетей вроде Midjourney или Kandinsky создает отдельную проблему для исследования визуальности: нейросети гораздо быстрее нашего мозга схватывают визуальные паттерны, сходства и различия изображений. Станет ли формальный анализ искусства чисто технической областью, в которой уже не понадобится исследователь-человек?

Спикеры

Константин Бохоров — куратор, арт-критик. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Санкт-Петербург). Организовывал выставки современного русского искусства на Венецианской биеннале (1996–1999), Стамбульской биеннале (1997), Биеннале в Сан-Паулу (1997). Советник на международной выставке documenta 12 (2007). Куратор выставок «Субъект и власть» (2001, в рамках ярмарки «Арт-Москва»), «Давай! Из лабораторий свободного искусства России» (2002, Берлин), «К видеоостровам» (2005, Самара), «Привратники новизны» (2006, Будапешт), «Эрвин Вурм: держи голову в холоде» (2008, Москва), «Второй диалог» (2009, Москва), «Эстетика vs информация» (2010, Клайпеда), «Шестое чувство у вас, что ли?» (2014, Москва). Преподает историю искусства, теорию современного искусства, эстетику новых медиа и театра в Московском государственном психолого-педагогическом университете и Институте «База». Доцент МГППУ. Член Московского союза художников и Международной ассоциации арт-критиков (AICA).

Эллина Геннадьевна — художница, программист, куратор, преподаватель. Окончила факультет вычислительной математики и кибернетики Казанского государственного университета. Училась в мастерской интерактивных, коммуникационных и смешанных медиа Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. В своих работах исследует взаимодействия между органической и неорганической природой, виртуальной и реальной средой, системой и энтропией.

Игорь Чубаров — профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ. Член редколлегии философского журнала «Логос», член редакционного совета журнала Versus.

Модератор

Андрей Василенко

Художественные исследования: определение медиума и жанра. Выставка-эссе, фильм-эссе

Когда: 30 ноя, 19:00–21:00

Вопрос о форме и содержании — один из важнейших как в философии, так и в искусстве. Взаимоотношение этих категорий определяет целостность и смысл того или иного художественного высказывания. Какие медиумы и жанры наиболее релевантны для логики research-based art? На встрече с кураторами и исследователями кино мы обсудим особенности двух основных жанров этого вида искусства: фильм-эссе и выставка-эссе.

Спикер

Модератор

Инна Кушнарёва

Андрей Василенко

Кураторы

Андрей Василенко — куратор и кинокритик. Изучал архитектуру и философию в Дальневосточном государственном университете. С 2008 по 2020 год работал куратором программ международного кинофестиваля «Меридианы Тихого». С 2019 года куратор фонда V–A–C и «ГЭС-2».

Лера Конончук — старший научный сотрудник V–A–C и «ГЭС-2», культуролог, куратор. Член редакционного совета «Художественного журнала». Ведущая лекций и семинаров в институте «База». Ментор IX сезона Открытых студий Винзавода. Исследовательские интересы — эпистемология искусства и советская призракология.

Инна Кушнарёва — культуролог, кинокритик, переводчик и редактор переводов философской и научной литературы. Член редколлегии журнала «Логос». Вела авторский курс «Неклассические эстетические категории» в Московской школе нового кино. Автор лекционных курсов в Музее современного искусства «Гараж», в программе «Философский клуб» Центра современного искусства «Винзавод» и в Открытом лектории Павильона острова Новая Голландия (Санкт-Петербург). Автор публикаций в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки», Logos Review of Books и других.


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}