Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Времени больше не будет. Режиссер Виктор Эрисе

Дата:
23–27 окт 2024
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Все полнометражные фильмы тайного классика испанского кино в ретроспективе Дома культуры «ГЭС-2».

T

Время остановилось в 1939-м. Что осталось вместо него? Туман, который окутывает сонную деревню, проявляя поселившуюся в ней тревогу — и, как на спиритическом сеансе, пробуждая к жизни призраков прошлого и монстров настоящего. Солнечный свет, через щель между шторами проникающий в комнату ребенка, которого навсегда покинул отец. Тень, отбрасываемая кинокамерой на стену сада и скрывающая следы разложения на опавших фруктах. Наконец, фильм, вспыхивающий на экране во тьме кинозала, чтобы воскресить память не только символически, но и буквально.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Полная программа будет опубликована в ближайшие дни

В Испании в 1939 году к власти пришел Франсиско Франко. Когда тридцать с небольшим лет спустя Виктор Эрисе снимал свой первый фильм, прославивший его «Дух улья» (1973), диктатор все еще правил страной. Действие картины разворачивается вскоре после прихода Франко — и Эрисе, по меткому наблюдению испанского киноведа Хайме Пены, не столько ищет в прошлом метафору настоящего — эпохи конца диктатуры, сколько «убедительно провозглашает, что время каким-то образом остановилось еще тогда», в момент поражения республиканцев в гражданской войне.

Кинопрограмма подготовлена Домом культуры «ГЭС-2» совместно с Фестивалем молодого кино Voices.

Свои следующие полнометражные работы — за полвека с лишним их будет всего три — Эрисе снимет уже в новой, стремящейся к демократии Испании. Но как показывают «Юг» (1983), «Солнце в листве айвового дерева» (1992) и «Закройте глаза» (2023), отношения страны со временем так и не восстановились. Оно то пытается идти вспять, подобно героине «Юга», мечтающей увидеть недоступную утопию чужой юности, то вдруг искривляется в саду художника Антонио Лопеса от самого присутствия кинокамеры, снимающей «Солнце в листве айвового дерева», то вновь замирает вместе с персонажем «Закройте глаза», потерявшим память и себя прежнего.

Что же находит Эрисе в этих разрывах ткани времени и пространства, обнажаемых его фильмами? Не только невесомый и одновременно неподъемный груз десятилетиями замалчивавшихся воспоминаний, но и просвет, в который проникает нечто загадочное, мистическое, даже магическое. Глазам семилетней Аны в «Духе улья» открывается земля, которая не только полита кровью, но и зачарована, если не заколдована. Для восьмилетней Эстреллы в «Юге» молчание ее отца, страдающего от ошибок прошлого, становится той наэлектризованной пустотой, в которой только и можно услышать голоса из другой эпохи.

В самой природе кинематографа заложена способность делать видимым магическое измерение бытия. Испанский режиссер заслужил статус классика (четырех фильмов для этого оказалось вполне достаточно) уже тем, как умеет пользоваться этой способностью в каждом кадре и каждой мизансцене. Свет и тень у него по-библейски могущественны, камера словно видит саму суть вещей, а актеры, заполняя собой пространство кадра, ухитряются сохранять невинность персонажей — и делиться ею со зрителями.

Приоткрыв на экране живописные потусторонние миры «Духа улья» и «Юга», Эрисе затем сделал темой своих следующих фильмов саму колдовскую природу кино. Противопоставив ее живописи в документальном «Солнце в листве айвового дерева», он обнаружил, что «камера отравляет то, к чему приближается». Но она же, как показывает испанец в своей новой, первой за тридцать лет ленте «Закройте глаза», способна и возвращать из небытия: достаточно запустить проектор в маленьком кинотеатре на краю света и, взглянув на человека, что сидит рядом, почувствовать, как замирает время.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}