Одна из самых изобретательных попыток кинематографа проникнуть в таинство живописи. Показ в кинопрограмме «Времени больше не будет. Режиссер Виктор Эрисе».
Солнце в листве айвового дерева
- Дата:
- 27 окт 2024,
19:00–21:30
- Возрастные ограничения
- 18+
El sol del membrillo
1992, Виктор Эрисе | Victor Erice
Испания
133 мин., исп. с рус. субт.
документальный
В 1990 году Виктор Эрисе познакомился с художником Антонио Лопесом — не меньшей звездой испанского искусства, чем сам режиссер, «величайшим мастером реализма из ныне живущих», по определению маститого арт-критика Роберта Хьюза. Уже через месяц Эрисе был у Лопеса в саду, чтобы день за днем на протяжении нескольких недель снимать, как живописец пытается нарисовать пейзаж с айвовым деревом, залитым солнечным светом. Но природа возьмет свое: погода испортится, плоды начнут клониться к земле и подгнивать, вдохновение будет становиться все более капризным.
Кадр из фильма «Солнце в листве айвового дерева», 1992
Блестящий в своей проницательности, остроумный и мудрый взгляд на творчество, отношения между живописью и кино, неумолимые следы проходящего времени и многое, многое другое.
— Джефф Эндрю, Sight & Sound
Скажется на работе художника — не может не сказаться — и вмешательство кинокамеры, подглядывающей за этим актом творения, нуждающейся в искусственном свете. Виктор Эрисе его и не скрывает, подчеркивая присутствие своей машинерии в саду Лопеса и ее влияние как на работу художника, так и на сам пейзаж. Это саморазоблачение режиссера, отказ от фирменных мистификаций кинематографа ощущается особенно пронзительным, потому что кажется жестом солидарности с героем. Тот, в сущности, у нас на глазах по воле обстоятельств терпит поражение, которое благодаря Эрисе (и как во всех остальных его фильмах) оказывается благороднее и плодотворнее любых побед: подлинное искусство живет в процессе своего создания, а не в финальном результате.