Сайт VAC

Звездная месть

Дата:
19 окт 2023–21 янв 2024
Возраст:
Тип:
Место:
Галереи
Возрастные ограничения
12+

Выставка-эссе, посвященная идеям, которые кажутся фантастическими, несмотря на то что их придумали ученые, — и одновременно художественным концепциям и сюжетам, в которые вполне можно поверить.


T

Иллюстрация: Ксения Дубровская

В центре выставки — фигура человека-вершителя: ученого, писателя, художника, естествоиспытателя, который создает мир заново, собирая его из собственных идеалов и точных фактов, личных фантазий и научных опытов, тайных переживаний и общих принципов.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Название проекту дал одноименный роман российского фантаста Юрия Петухова в пяти частях, герой которого в одиночку противостоит вселенским силам зла. Сходство фамилий писателя и одного из участников выставки — художника Алека Петука (Петухова) — стало отправной точкой для размышлений о том, как подобные совпадения и проекции повлияли на европейские представления о месте и роли личности в мире.

«Витрувианский человек» (ок. 1490) Леонардо да Винчи проиллюстрировал основную мысль западной культуры последних столетий: человек есть основание и мера всего. «Как вверху, так и внизу» — гласит принцип подобия или аналогии. Это одна из ключевых идей герметической философии, которая во многом определила взгляды ученых и мыслителей Возрождения и всю европейскую культуру последующих веков. Согласно этой идее человек и Вселенная в целом являются как бы зеркальными отражениями друг друга. Таким образом, предназначение и дело человека — вернуть миру его изначальную гармонию, основания которой он должен найти в самом себе. Эту же цель преследовали европейские алхимики. Поиски философского камня они понимали не просто как способ превращения «неблагородных» металлов в благородные — золото или серебро. Речь шла о трансмутации материи и трансфигурации сознания — приведении мира в соответствие с желаемым высшим порядком.

Сегодня, в контексте развития социальных сетей, искусственного интеллекта и персонализированного подхода во всех сферах производства и потребления, обещание раннего Нового времени о «царстве человека» выглядит как никогда реалистично, хотя и не гарантирует человеку свободы. Так или иначе, мы снова одни в потоках цифровой информации, плотность которых заведомо превышает когнитивные способности любого индивида. Каждый из нас вновь вынужден искать формулу мира (философский камень), которая поможет собрать сколь-либо полную его картину из бесконечного многообразия знаний и практик, символов и предметов. Героев проекта объединяет идея поиска таких формул.

Фото: Даниил Анненков

У центрального входа на выставку находится небольшая библиотека. В ней собраны сочинения, посвященные героям проекта или написанные ими самими, а также книги, раскрывающие круг тем и сюжетов, затронутых в экспозиции. Их можно брать с полок и читать прямо в зале. Здесь же расклеены стикеры с изображениями, созданными междисциплинарной группой «Орден Софийных Марксистов» с помощью нейросети ruDALL-E.

Работа VOTIW* современного художника Алека Петука (Алексея Петухова, р. 1984) и «Коинсидентального института» объединяет элементы архитектурной инсталляции, серию специальных перформативных событий и одноименную книгу художника. Еще одна важная ее часть — открытый для всех желающих семинар «К-фитнес», совмещающий групповые теоретические дискуссии и телесные практики.

Мультимедийная инсталляция «Петухов : петухов» создана Алеком Петуком и Анной Прониной (р. 1994) специально для выставки «Звездная месть». Центральная ее часть — видеоэссе, в котором пересекаются два сквозных сюжета: личная история художника Алека Петука и реконструкция популярной легенды о смерти писателя Юрия Петухова (1951–2009). Художник рассматривает свою биографию и жизнь поколения сквозь призму взглядов и творчества фантаста. Частью инсталляции стала графика художника Алексея Филиппова — иллюстратора книг Юрия Петухова.

Один из разделов выставки посвящен фигуре Николая Александровича Морозова (1854–1946) — мультидисциплинарного ученого, популяризатора науки, аэронавта, космиста, поэта. Лейтмотивом всей его деятельности была идея направленной трансформации мира. В экспозиции представлены личные вещи Морозова и другие мемориальные предметы из дома-музея ученого в поселке Борок (Ярославская область).

В разделе, посвященном Николаю Морозову, представлены несколько графических коллажей из серии «Гроза и грёза», которую ему посвятил еще один участник проекта — Евгений Стрелков (р. 1963), художник, поэт, физик, куратор, популяризатор науки, один из важнейших участников художественной сцены Нижнего Новгорода и современного российского искусства в целом. О творчестве Стрелкова рассказывает также отдельный блок выставки.

Буклет 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Математик Анатолий Фоменко (р. 1945) известен широкой публике прежде всего благодаря своей книге «Новая хронология». «Звездная месть» знакомит с наследием Фоменко-художника: в циклах своих графических работ он разрабатывал проект синтеза абстрактно-математического и мифо-символического мышления.

Создавая проект выставки, ее архитекторы Юра и Катя Плоховы опирались на идеи теоретика архитектуры Стивена Лауфа — автора концепции «Часов человечества», в которой тело «Витрувианского человека» интерпретируется как историческая шкала. В экспозиции можно увидеть иллюстрацию к оригинальному изданию текста, а также послушать через наушники программные статьи Лауфа.

В диалог между собой вступают работы отца и сына — Франциско и Северина (Пакито) Инфанте. Франциско Инфанте-Арана (р. 1943), признанный классик отечественного неофициального искусства второй половины ХХ века, один из пионеров кинетизма и ленд-арта, представлен одним из своих программных произведений — геометрической композицией «Рождение вертикали» (1962), в котором на языке абстракции раскрывается связь между вертикалью и горизонталью, диалектика их единства и противоположности. Вместе с ним выставлен проект Северина (Пакито) Инфанте (р. 1971) и Ани Горюновой (р. 1960) «Пространственный эксперимент № 2 „Квадрат“» (1997, 2023) — светоаудиальная кинетическая инсталляция, предполагающая чувственный опыт взаимодействия с произведением искусства.

Символические отношения между героями выставки и ее пространственная структура выстроены в соответствии с принципом аналогии — зеркально. Обойти этот лабиринт отражений целиком, собрав общую картину из всех элементов, или выбрать что-то одно; остаться внутри или покинуть его пределы — зрителю предлагается решить самостоятельно.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}