Семинар, совмещающий групповые теоретические дискуссии и телесные практики, — часть публичной программы выставки «Звездная месть».
К-фитнес. Публичная программа
- Дата:
- 26 окт–
24 дек 2023
- Возрастные ограничения
- 16+
Междисциплинарный проект «К-фитнес» существует с 2021 года: в Доме культуры «
«К» в названии означает «коинсидентальный» (от латинского coincidentia — «совпадение»). Сегодня коинсидентальная теория, или теория совпадений, стала частью критической философии и культурной практикой. В программу семинара входит открытый курс лекций и закрытые встречи для участников проекта, на которых они будут обсуждать тексты коинсидентальной теории и заниматься телесными практиками. Итогом станет коллективный перформанс, подготовленный участниками.
Если вы хотите присоединиться к проекту, заполните, пожалуйста, анкету. Участников выбирает автор и ведущий семинаров Алек Петук.
Пожалуйста, обратите внимание, что, сообщая нам свои личные данные, вы даете согласие на их обработку в соответствии с нашей Политикой в отношении обработки и защиты персональных данных.
Ведущий
Алек Петук — художник. Основная тема его проектов — теория совпадений, связанная с общим постсекулярным запросом и метафизическим оптимизмом. Основатель арт-сообщества «БКБ», организатор независимого фестиваля «Кузлесфест», инициатор создания Коинсидентального института.
Коинсидентальный институт — трансдисциплинарный исследовательский коллектив, координирующий теоретические и практические усилия групп, которые работают с совпадениями. Основан в 2020 году философом Йоэлем Регевом, художником Алеком Петуком и архитектором Юрой Плоховым. В 2022 году к команде присоединилась цифровой дизайнер Катя Смолянская.
Программа
От производства к прояснению:
Борис Арватов и коинсидентальное искусство
Где: Центральная платформа
Когда: 28 окт, 16:00–18:00
Цель коинсидентального поворота в искусстве — вывести последнее за пределы эстетического, превратить в общедоступную практику, распространяющуюся на все области жизни. Попытки подобного освобождения искусства предпринимались неоднократно, однако всегда словно наталкивались на невидимую стену. Этот факт обескураживает и заставляет опустить руки: мы как будто имеем дело с заранее проигранной партией. Однако причина лишь в том, что мы с самого начала соглашаемся играть по правилам противника.
Философ Йоэль Регев проанализирует проект «производственного искусства» Бориса Арватова, возможно, одну из наиболее впечатляющих и наиболее близких коинсидентальному движению попыток преодоления эстетического. Понимание причин ее провала поможет более отчетливо выявить основные задачи, которые ставит перед собой коинсидентальный поворот в искусстве.
Лектор
Йоэль Регев — философ, научный руководитель центра практической философии «Стасис» ЕУСПб. Автор книг «Коинсидентология: краткий трактат о методе», «Невозможное и совпадение: о революционной ситуации в философии» и «Радикальный ти-джеинг».
В поисках основного конфликта: может ли телеология быть объективной?
Где: Центральная платформа
Когда: 4 ноя, 16:00–18:00
В знаменитой книге «История Западной философии» Бертран Рассел, сопоставляя вопросы «почему» и «зачем», говорит о том, что в какой-то момент телеология дискредитировала себя в качестве объяснительного принципа: «Я не знаю, как могло быть заранее известно, какой из этих двух вопросов должна ставить наука, или она должна ставить сразу же оба вопроса. Но опыт показал, что механистический вопрос ведет к научному знанию, в то время как телеологический не ведет».
В соответствии с этой точкой зрения мы вынуждены либо сводить свои суждения на уровень субъективного полагания, либо пытаться подкрепить их авторитетными мнениями или религиозными и мистическими аргументами. При этом современное представление о знании предполагает прежде всего беспристрастность, отсутствие какого бы то ни было личного интереса. Возникает парадокс: чем важнее для нас какое-то явление, тем меньше мы готовы признать его объективную значимость. В итоге наша собственная жизненная ситуация может показаться чем-то не особенно достойным осмысления и даже не особенно реальным.
Философ Артем Журавель будет говорить о том, почему телеология скорее подразумевает объективность, чем отрицает ее, и каким образом развитие основного конфликта может стать предметом объективного знания.
Лектор
Артем Журавель — философ, аспирант центра практической философии «Стасис» Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Старая философия новой хронологии
Где: Центральная платформа
Когда: 11 ноя, 16:00–18:00
«Я не сидел в крепости, я сидел во Вселенной», — отвечал революционер Николай Морозов на вопрос, как он не сошел с ума за 30 лет тюремного заключения. Уверяют, что Василий Розанов на это заметил: «Вместо того, чтобы с ума сойти, как, вероятно, со многими и случилось бы, [он] над чем-то копался и что-то писал». «Сидел во Вселенной» и «над чем-то копался и что-то писал» — на первый взгляд, никак не связанные между собой действия. Эта «связь без связи» станет предметом спекуляций однофамильца революционера — философа Артема Морозова.
Опираясь на свои познания и личные переживания, он проанализирует разрозненные, но скрыто связанные друг с другом фигуры, обстоятельства и числа и попытается реконструировать философию, которая, по его мнению, проявляется в различных научных, паранаучных или псевдонаучных теоретических изысканиях. Среди последних — историософия Николая Морозова, «Новая хронология» его продолжателя Анатолия Фоменко, философия Жиля Делёза, не-философия Франсуа Ларюэля, романы Виктора Пелевина и пародия на них в альбоме «Горгород-2» рэпера Славы КПСС.
Лектор
Артем Морозов — философ, переводчик, независимый исследователь. Член редакционной коллегии философско-литературного журнала «Логос». Основной предмет исследовательских интересов — различные попытки построения «науки о философии», прежде всего модальная методология Давида Зильбермана, ноология Делёза—Гваттари, не-философия Франсуа Ларюэля.
Гиперхаос, давай по новой: влечет ли изменение хронологии последствия для создания общего искусственного интеллекта?
Где: Центральная платформа
Когда: 18 ноя, 16:00–18:00
Скептицизм в отношении прошлого не раз проявлялся в истории философии. Достаточно вспомнить гипотезу Омфалоса или Рассела, предполагающую, что Вселенная со всеми следами исторических событий и причинно-следственными связями могла возникнуть как миллионы, так и пять минут назад. «Новая хронология» Анатолия Фоменко — пример подобного подхода. Радикальная уверенность в ложности классической хронологии родилась из безобидного вопроса: какие эмпирически достоверные источники помогут установить точную датировку событий?
Казалось бы, какое отношение вопросы хронологии имеют к созданию общего искусственного интеллекта? Однако, если обратиться к тезису Юма об индуктивном заключении и причинности, можно допустить, что прошлое способно меняться прямо сейчас помимо наших представлений о нем. Как эти изменения отразились бы на возможности создания общего ИИ?
Тот же вопрос ставит и Реза Негарестани в своем фундаментальном труде «Интеллект и дух» и комиксе «Хронозис». И если иранский философ не отвечает на него напрямую, то Фоменко, возможно, нащупал ответ — и отчетливо представил его в своих топологических картинах, искусстве деформаций, переплетений и разрывов.
Философ Макс Наймарк расскажет о том, как работы Фоменко перекликаются с концепцией Резы Негарестани о времени и пространстве как базовых операциях интеллекта и его проектом построения общего ИИ.
Лектор
Макс Наймарк (Максим Ухин) — философ, аспирант кафедры онтологии и теории познания МГУ, преподаватель философии и концептуального мышления в Институте бизнеса и дизайна. Член редакционной коллегии философского журнала Another one.
Логическое построение архитектуры.
Уроки расположения Джорджо Грасси
Где: Галереи
Когда: 25 ноя, 16:00–18:00
Одним из центральных вопросов формальной теории архитектуры, которую отстаивает итальянский архитектор Джорджо Грасси, является вопрос о передаваемости архитектурного знания и возможности преподавания архитектуры. Под формальным порядком в проектной работе Грасси понимает расположение частей здания, и задача архитектора в каждом проекте — найти единственно возможное правильное расположение.
В лекции будут рассмотрены разные подходы к этой проблеме, которые могут помочь в разработке принципиально нового типа машин. Согласно классификации медиатеоретика Маттео Пасквинелли, сегодня таких типов два: карбоновые машины, способные переносить нас из одной точки в другую (например, автомобиль), и кремниевые, которые, метафорически говоря, приносят нам мир в виде информации (например, смартфон). Коинсидентальная теория ставит вопрос о машине третьего типа — так называемой машине оптимального расположения, которая сочетала бы в себе свойства/возможности первой и второй.
Лектор
Юра Плохов — архитектор, выпускник Московского архитектурного института, сотрудник Коинсидентального института. Сфера профессиональных и исследовательских интересов — городское планирование (сотрудничает с КБ Стрелка) и теория архитектуры. Учредитель и редактор архитектурного журнала «Записки Тафури». Соавтор фильма об итальянском архитекторе Альдо Росси «Альдо и Альдо» (2018).
Финальные перформансы
Где: Классы
Когда: 10, 17, 24 дек, 17:00–19:30
Показ работ, созданных участниками семинара «К-фитнес» по итогам проекта. Отправной точкой для каждой стал основной конфликт ее автора — проблема или ситуация, которая кажется очень важной и требует решения. Эта проблема могла быть глобальной, как достижение мира во всем мире или разгадка строения Вселенной, или очень частной и повседневной — например, выбор сиропа к кофе.
Чтобы найти выход из своего основного конфликта, участники могли воспользоваться «Телесным синтезатором», разработанным сотрудниками Коинсидентального института. Эта телесно-двигательная система, основанная на базовом коде теории совпадений, позволяет с помощью хореографии выразить суть проблемы, стоящей перед человеком, — а значит, приблизиться к ее решению.
Ведущий, художественный руководитель, коинсидентальная и инженерная поддержка
Алек Петук
Программа
10 дек
Где: Классы
Ульяна Афанасьева
Архив зала для игры в мяч
Кcения Кудасова
Онлайн по зуму
Таиса Осипова
История, понятная каждому
@tanyanerada
К-фрустрация
Катя Смолянская
Зеленый. Прояснение цвета
Евгения Горожанцева
Мигрень и миграция
Елена Сунюкова
Танец
Мария Левицкова
Работа № 2
Маргарита Викторова
Безвременье. Доклад по Басманному району
Алек Петук
Сухой и влажный пути
17 дек
Где: Центральная платформа
Альберто Аль Космико
Балет субатомных частиц
Вася Красноярова
Один сон о Сергее Курёхине
Елена Чеботарева
Твердость твердости
Катя Смолянская
К-фитнес-высказывание
Ольга Шершнёва
Split
Катя Улитина
Мурмурация
Юля Баранюк
Dietrich x2
Ульяна Афанасьева
Берегись автомобиля: «Волга» как машина ти-джеинга
Таня Мельникова
Раскол. Сингулярность. Кто я?
Инна Котова
Левая нога. «
24 дек
Где: Галереи
Юля Федорова
Про крысу и партбилет
Лиана Фролова
Лабиринт
Алексей Штатнов
Attention economy$Экономика внимания
Алена Ярмольчук
Ретроспективное прояснение. Сон
Лиза Фоменко
пора пора
Ксения Тихомирова
Deus ex machina
Полина Крюкова
Квадратура круга
Маргарита Викторова
Нуит
Алек Петук
Почему Шнуров ударил арфистку
Вася Красноярова
Votio
Анастасия Цховребова
спасибо:благодарю
Артем Маслихов
Переход на новый уровень сознания