Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Новая новая эра

Дата:
12 дек 2024–9 мар 2025
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Проект, исследующий популярные сегодня околодуховные практики — от магических ритуалов до рейв-культуры и волновой теории.


T

«Новая новая эра» — это опыт картографии актуальных околодуховных практик. Работы классиков советского нонконформизма и современных отечественных и зарубежных художников, посвященные инструментам предсказания будущего, техникам медитации, прочим оккультным и паранаучным системам, а также формам их бытования в искусстве, служат здесь комментарием: иногда пристрастным и серьезным, иногда ироничным и отстраненным. Такой подход помогает выявить неожиданные связи и создать пространство зрительской свободы: как трактовать увиденное, каждый решает сам.

В первые дни работы проекта можно наблюдать выставку в процессе создания, часть работ находится в пути. Посещение выставки возможно только в составе медиаторского тура.

Иллюстрация: Дора Сидоренко

Этот проект неминуемо должен был случиться. Тот массив практик и знаний, на котором основывается новая новая эра, или новая духовность, требовал осмысления, в том числе художественного. В этом проекте мы говорим не только о самой новой новой эре, но и о том, какое искусство уместно для ее описания, не забывая и о прямых высказываниях собственно героев выставки — гуру и практиков, чьи голоса звучат в аудиоспектакле «Эон», ставшем своеобразной концептуальной рамкой проекта.

— Андрей Паршиков, куратор

Новая новая эра наследует новой эре, или нью-эйджу. Хотя термин «нью-эйдж» вошел в обиход в 1970-е вместе с контркультурой, психоделической рок-музыкой и модой на восточную философию, широкий интерес к эзотерике возник гораздо раньше. Еще в конце XIX века в оккультных кругах стала популярной идея о грядущей «Эре Водолея» — эпохе всеобщего просветления. Приблизить ее предполагалось, развивая заложенные в людях сверхъестественные способности.

Трудно сказать, когда наступила новая новая эра. Быть может, когда мы стали неиронично обсуждать свои зодиакальные знаки? Когда идея запросить у чат-бота индивидуальный гороскоп на год перестала казаться странной? Когда различия между искусственным интеллектом и оракулом, разумом и гнозисом окончательно стерлись? Или когда в визуальном искусстве начала доминировать парадигма техноязычества и отчетливо закрепился постсекулярный интерес к духам, медиумам и незападным верованиям? Точный ответ на этот вопрос вы найдете на выставке.

— Карен Саркисов, куратор

Практики новой новой эры, напротив, направлены на обустройство комфортной жизни сегодня, максимум — завтра. Насущные вопросы предлагается решать с помощью эзотерического арсенала, будь то нумерологические консультации по вопросам карьерного роста, расклады таро на предмет гармонизации психологического состояния, подбор персонала по зодиакальной совместимости или поиск друзей в соответствии с натальной картой. В результате считавшиеся ранее маргинальными занятия становятся социально приемлемыми и адаптируются к нуждам агностиков и даже непреклонных скептиков.

Идеи новой новой эры хорошо укладываются в логику цифровых платформ. Поскольку алгоритмы социальных сетей не всегда прозрачны для рядовых пользователей, попадание на верхние строчки выдачи в ленте или результатах поиска воспринимается как результат чуть ли не шаманских ритуалов. Столь же неочевидны методы поощрения (например, приоритет показа) и наказания (к примеру, теневой бан), поэтому вполне естественно, что магия алгоритмов влияет на структуру и способы распространения тайного знания. Чтобы эффективнее доносить информацию до адептов, гуру вынужден становиться контент-мейкером и упрощать учение до набора одобряемых цифровыми платформами элементов.

Исследование таких сложных и неоднозначных явлений, как новая новая эра, дает повод поговорить о научном и магическом мышлении и, шире, о стратегиях взаимодействия с миром. Художественные практики, точно так же как, например, эзотерические, можно рассматривать в качестве одного из способов познания себя и окружающей действительности — даже если для этого нужно уклониться от интеллектуального постижения мира и поддаться чарам новых технологий.

Буклет 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Все фото: Даниил Анненков

Художники

Агентство Сингулярных Исследований — Эд Аткинс — Дарья Бреслер — Антон Вдовиченко — Саша Госмант — Алина Гуткина — Элена Дамиани — Деа Джанкович — Вивиан Каккури — Мирча Кантор — Родион Китаев — Аня Кравченко — Михаил Максимов — Харун Мирза — Джошуа Ситарелла — Александра Сухарева — Ольга Цветкова — Владимир Янкилевский.

Кураторы
Андрей Паршиков, Карен Саркисов


Архитектура
Саша Ким

Свет
Ксения Косая

Продюсеры
Алиса Кекелидзе, Саша Чистова

Техническая команда
Андрей Белов, Александр Долматов, Артем Канифатов, Павел Лужин

Логистика предметов искусства, учет и хранение
Дарья Кривцова, Полина Кузнецова, Дарья Панкевич

Графический дизайн
Мария Косарева

Команда программ доступности и инклюзии
Вера Замыслова, Влад Колесников, Виктория Кузьмина, Варя Меренкова, Александра Харченко

Редактор
Даниил Дугаев

Корректор
Елена Каршина

Медиаспециалист
Катя Киселева

Выставка «Новая новая эра» организована при участии
Галереи A Gentil Carioca
Галереи Iragui
Коллекции фонда V–A–C
Коллекции Паруйра Давтяна
Собрания Екатерины и Владимира Семенихиных
Собрания Instituto Paz

Информационные партнеры выставки:

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"margin":0,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}