«Новая новая эра» — это опыт картографии современных околодуховных методов самопознания и влияния на окружающие предметы и события.
Новая новая эра. Кураторский манифест
- Возраст:
- Тип:
- Возрастные ограничения
- 18+
Кураторы выставки
Андрей Паршиков, Карен Саркисов
Информационный бум вокруг мантических, медитативных и паранаучных практик со времен пандемии не идет на спад, а лишь набирает обороты*. Стремительно распространяющиеся онлайн гибридные оккультные и паранаучные системы перекраивают производство знания. Некоторые из них, например дизайн человека, обещают оптимизировать жизненный путь с помощью протоколов и диаграмм. Другие апеллируют к «вековой мудрости», обещая внутреннее ощущение контроля на фоне технологической дезориентации и визуального и когнитивного перенасыщения. Третьи становятся точками формирования идентичности и аффективной привязанности благодаря умелому использованию визуальной грамматики и цифровой иконографии. Так или иначе, многочисленные оккультные практики предыдущих поколений, например заговоры, переросли в усовершенствованные ритуалы, во многом родственные алгоритмам предиктивной аналитики (отвечающим, скажем, за персонализацию рекламы), которые призваны помочь наилучшим образом позиционировать себя в мире, измерить потенциал к тому или иному делу, построить максимально успешную карьеру и подобрать идеального партнера — с помощью, скажем, нумерологического расклада. Какие черты определяют новую новую эру?
* Подробнее см.: Petter O. Witchtok: How Witchcraft Became the Latest Controversial Wellness Fad .
Иллюстрация: Дора Сидоренко
Алгоритмы вместо ритуалов
Автоматизация всех сфер жизни, нейросети и машинное обучение неизбежно поставлены на службу и новой духовности. Приложения для составления натальных карт и ежедневных гороскопов, проверки друзей на совместимость, определения звуковых частот для медитаций и сканирования ауры, а также персональные ИИ-тренеры по рэйки и прочие электронные помощники делают практики новой новой эры «умными» по аналогии с умным домом. Техника и магия перестали быть отдельными «космогоническими силами» (Федерико Кампанья)**, двумя конкурирующими стратегиями мыслить и обживать мир — сегодня они образуют парадоксальную амальгаму.
** Campagna F. Technic and Magic: The Reconstruction of Reality. London: Bloomsbury Academic, 2018.
Приземленный спиритуализм
Новая новая эра — это духовность, ориентированная материально. Она не требует самопожертвования, ей чужды утопические горизонты и коллективизм: как ни парадоксально, зачастую она даже не сулит эпохальных перемен или всеобщего духовного просветления, наступления «эЭры Водолея». Главное — обустройство комфортной, правильной и осознанной жизни здесь и сейчас, максимум — завтра. И в этом парадоксе заключен ее основной посыл. Нумерологические консультации на предмет собственной профессии и тарологические — на предмет профессии партнера, подбор коллег в компанию сообразно их натальным картам, поиск друзей по знакам зодиака — весь этот набор подсказок и костылей для беспроблемной жизни приспосабливает новую новую эру к нуждам агностиков и даже непреклонных скептиков. В известном смысле мы имеем дело с радикализацией тенденции, описанной некогда Теодором Адорно в очерке «Приземленные звезды»: «Астрология в точности отражает непроницаемость эмпирического мира и предполагает так мало трансцендентной веры, так непрозрачна сама по себе, что легко принимается якобы скептичными, утратившими иллюзии людьми. Интеллектуальная позиция, которую она выражает, — это растерянный агностицизм».***
*** Adorno T. W. The Stars Down to Earth and Other Essays on the Irrational in Culture. Routledge: London and New York, 2002. P. 157.
Новый цифровой гримуар
Новые духовные практики буквально спаяны с логикой цифровых платформ, а не надстраиваются над ней механически. Верховный алгоритм требует соответствовать набору гиперспецифических критериев, чтобы обеспечить материалу попадание на страницу рекомендаций. Дрессировка с помощью непрозрачных, едва ли не магических инструментов поощрения, продвижения на верхние строки выдачи и, наоборот, наказания, например теневого бана, с одной стороны, небывало демократизирует доступ к скрытому знанию, с другой — способствует уплощению, приручению оккультного. Учение становится продуктом, гуру — контент-мейкером. Контент принципиально противоположен неукротимому гнозису и сообразно самой этимологии слова (от лат. сontinere — вмещать в себя, но также ограничивать) предполагает сдерживание, удержание в строго заданных границах, поэтому он отсекает все лишнее, непривычное и незнакомое. В то же самое время он по-своему оптимизирует все, к чему прикасается, фрагментируя учения, доктрины и идейные корпусы и порождая причудливые гибриды для максимально эффективной подачи — нанизывая через запятую известные означающие и собирая из них новые идентичности: ведический астронумеролог, метапсихолог, родолог, энергопрактик, дизайнер человека, трансформационный коуч и т. д.
Страсть к непрозрачности
Интернет и цифровые платформы, на первый взгляд, отличает предельная прозрачность и проницаемость — доступность любой информации, одновременно мгновенная и ничем не опосредованная. Вместе с тем, эта паноптическая открытость рождает тоску по скрытому: потаенным смыслам, зашифрованным посланиям, оккультным учениям. Так возникает серая зона, в которой до неразличимости сплетаются передовые технологии и магические практики, предиктивные алгоритмы и предсказания, научное и иррациональное. Например, пользовательница соцсети рекомендует использовать нейросетевой чат-бот для создания историй, используя закон привлечения и манифестации желаемого: в «черном ящике» большой языковой модели непременно найдутся правильные слова, входящие в резонанс с вибрациями Вселенной. Известное эстетское мобильное приложение по астрологии идет еще дальше — привлекая данные НАСА и искусственный интеллект, натренированный на текстах профессиональных астрологов и поэтов, оно генерирует сверхперсонализированные натальные карты и прогнозы. А главный ученый и член совета директоров ведущей компании в области машинного обучения, возведя себя в ранг духовного лидера, практикует с сотрудниками сжигания чучел и устраивает ритуальные песнопения во имя грядущей эры общего искусственного интеллекта, когда модели ИИ станут по своим способностям сопоставимыми с реальными людьми.
От ритуалов и магических предметов до утопий микросообществ, словно секты противопоставляющих себя миру, от сказочного фольклора и до рейв-культуры и волновой теории: выставочная часть проекта построена как путешествие по континенту новой новой эры, в котором художественные работы выступают попутчиками. Здесь нет места финальным выводам о функциональной, моральной или какой-либо иной стороне феномена. Художественную практику, равно как и магическое действие или алхимическую трансмутацию, можно рассматривать в качестве одного из способов познания себя и окружающей действительности или, напротив, уклонения от интеллектуального постижения мира, с тем чтобы овеять его новыми чарами — с помощью передовых технологий.