
Мировая премьера Девятой симфонии Антона Брукнера, концерт к столетию Пьера Булеза, «Броненосец „Потёмкин“» c современным саундтреком и другие крайности в новой музыкальной программе «
Мировая премьера Девятой симфонии Антона Брукнера, концерт к столетию Пьера Булеза, «Броненосец „Потёмкин“» c современным саундтреком и другие крайности в новой музыкальной программе «
Крупнейший австрийский симфонист второй половины XIX века Антон Брукнер (1824–1896) относился к композиции как к мистическому опыту: сочиняя музыку, он всякий раз писал трактаты о творении всего сущего. Кульминацией этих духовных поисков должна была стать Девятая симфония, задуманная как церемония прощания — с эпохой романтизма, с жизнью, с верой. Партитура с посвящением Dem lieben Gott («Возлюбленному Богу») так и осталась неоконченной: осознавая грандиозность замысла, Брукнер на протяжении девяти лет откладывал его реализацию, успев завершить перед смертью лишь три первые части общей продолжительностью больше часа. Трансцендентный масштаб и открытая форма Девятой по сей день бросают музыкантам и слушателям вызов, превращая каждое ее исполнение в исследование предела как эстетической категории.
Иллюстрация: Анастасия Филиппова
Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода.
— Людвиг Хевеши,
надпись на фасаде Венского Сецессиона
Выход за рамки конвенционального, существование на границах возможного и невозможного, радикальная перегрузка и перезагрузка языка: мировая премьера новой версии Девятой симфонии Антона Брукнера, созданная композитором Борисом Филановским по заказу «
Сочиняя в 1918 году «Сказку о беглом солдате и черте», Игорь Стравинский, полемизируя с оперной мегаломанией рубежа XIX–XX веков, изобрел принципиально новую модель музыкального театра: вместо хора и солистов — чтец-протагонист, вместо симфонического оркестра — камерный ансамбль из семи исполнителей, который вскоре станет эталоном для всей современной музыки, вместо пышной сценографии — эстетика площадного представления, бродячего цирка. Выбор такого инструментария был не случаен: под занавес Первой мировой войны вместе с либреттистом Шарлем Рамю композитор вычитывает из сборника сказок Александра Афанасьева актуальный сюжет о надломленной реальности, о невозможности возвращения на родину, о безвозвратной утрате прежнего уклада вещей — за модернистским фасадом произведения скрывается романтический лейтмотив ностальгии, mal du pays (франц. «тоска по родине»).
Русский народный сюжет приобретает в «Сказке о беглом солдате и черте» универсальное звучание. «Мой первоначальный замысел состоял в том, чтобы отнести нашу пьесу к любой эпохе и вместе с тем к 1918 году, ко многим национальностям и ни к одной в отдельности», — скажет впоследствии композитор. В 1962-м, во время своего первого и единственного визита в СССР, Стравинский заметит: «Я всю жизнь говорю по-русски, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
Почти на сто лет раньше, в 1852 году, 19-летний Иоганнес Брамс выпускает «Русский сувенир» — сборник обработок популярных русских народных песен, переведенных на язык европейского салона. Но есть ли у музыки в принципе географические и культурные признаки — или это политический конструкт, придуманный в XIX веке? Решающее слово в этой дискуссии будет принадлежать участникам проекта «Русская музыка 2.0»: Федор Леднёв и Московский ансамбль современной музыки представят пять мировых премьер новых сочинений молодых композиторов из России, работающих сегодня по всему миру, от Франции и Швейцарии до Японии.
О сущности национального в музыке размышлял и непримиримый оппонент Стравинского, Арнольд Шёнберг. Написанные в 1925 году на собственный текст «Три сатиры», антигероем которых стал «маленький Модернский», вошли в историю как документ конфронтации двух величайших композиторов прошлого столетия. В первом концерте цикла ядовитый хоровой памфлет Шёнберга встречается с другими каноническими образцами музыкальной сатиры — «Воспоминаниями о Мюнхене» (1885–1886) Эммануэля Шабрие и «Антиформалистическим райком» (1948–1968) Дмитрия Шостаковича. Художественные манифесты, принадлежащие разным эпохам и культурным контекстам, складываются в программу о том, как музыка отвечает на попытки навязать ей жесткие рамки эстетической и идеологической нормы.
Пограничное, предельное, эксцессное — понятия из лексикона романтического искусства. Название одного из его памятников, «Трансцендентных этюдов» Ференца Листа, напоминает о главной категории музыкального романтизма — виртуозности, бросающей вызов человеческим возможностям. Этому феномену посвящены два знаковых дебюта — 24-летнего петербургского пианиста Ильи Папояна, впервые выступающего в «
Куратор
Дмитрий Ренанский
Продюсеры
Екатерина Архипова, Ксения Макшанцева, Яна Ромашкина
Когда: 9 сен
Дмитрий Шостакович, Иоганнес Брамс, Арнольд Шёнберг, Эммануэль Шабрие
Исполнители
Хор Intrada, Екатерина Антоненко, Гарри Агаджанян, Екатерина Державина, Сергей Каспров
Ярослав Тимофеев ведущий концерта
Когда: 16 сен
Антон Брукнер
Исполнители
Федор Леднёв, Даниил Коган, Творческое объединение «Притяжение»
Ярослав Тимофеев ведущий концерта
Билеты появятся позже
Когда: 6 окт
Сольный концерт Ильи Папояна
Билеты появятся позже
Когда: 24 окт
Пьер Булез
Исполнители
Федор Леднёв, Даниил Коган, Булез-ансамбль
Ярослав Тимофеев ведущий концерта
Билеты появятся позже
Когда: 19 ноя
Алексей Сысоев
Исполнители
Ансамбль Im SPIEGEL, Юрий Фаворин
Билеты появятся позже
Когда: 25 ноя
Кароль Шимановский, Морис Равель, Рихард Штраус
Сольный концерт Елене Гвритишвили
Ярослав Тимофеев ведущий концерта
Билеты появятся позже
Когда: 12 дек
Леонид Зволинский, Сергей Леонов, Лизавета Лобан, Николай Хруст, Артем Цёсь
Исполнители
Федор Леднёв, Московский ансамбль современной музыки
Ярослав Тимофеев ведущий концерта
Билеты появятся позже
Когда: 22 дек
Игорь Стравинский
Исполнители
Федор Безносиков, Булез-ансамбль