Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Небесные артефакты

Дата:
19 сен 2024–2 мар 2025
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
6+

Выставка работ Франциско и Платона Инфанте в рамках программы «ГЭС-2: Проспект»: первый в биографии Франциско Инфанте-Араны опыт взаимодействия с архитектурой.

T

Франциско Инфанте-Арана (р. 1943) обычно вступает в диалог напрямую с мирозданием: он располагает свои «артефакты» между землей и небом, фотографирует их и немедленно разбирает. Инсталляция «Небесные артефакты» станет исключением из этого правила: она разместится на Проспекте и Площади Дома культуры «ГЭС-2».

В проекте «Небесные артефакты» используются световые и звуковые эффекты. Если вам нужны шумоподавляющие наушники, их можно взять на стойке информации.

В программе «ГЭС-2: Проспект» участвуют восемь работ: пять трехмерных объектов и три фотоартефакта. Семь из них Франциско Инфанте придумал в разные годы для разных точек планеты, от Подмосковья («Легкие пространства», 2017/2024) до катарских дюн («Арка. Вход — Выход», 1990/2024), а одну кинетическую конструкцию («Два времени», 2024) по заказу «ГЭС-2» сделал сын художника, Платон Инфанте (р. 1978). По воле автора проекта Полины Лобачевской семь классических артефактов были воссозданы по оригинальным чертежам, предоставленным художником, и многократно увеличены для Дома культуры.

Попадая на Площадь и Проспект, объекты Инфанте не просто разрастаются, но устремляются в бесконечность, будто по взлетной полосе: похоже, еще немного — и они вырвутся за пределы здания. Одновременно каждая работа отражает происходящее внутри Дома культуры: конструкции художника всегда зеркальны, но здесь они перекликаются не только с вечностью, на которую оглядывались изначально, но и с выставками, театральными постановками, сиюминутной жизнью в кафе и книжном магазине.

Для инсталляции не менее важна идея движения, заложенная в ритме модулей, из которых собраны работы Франциско Инфанте. Даже если само произведение статично, зритель, обходя его со всех сторон, задает конструкции динамику и многомерность. Для каждого объемного артефакта Платон Инфанте предусмотрел отдельное звуковое сопровождение — электронные трели, чей темп и модуляции обоснованы особыми математическими выкладками.

В контексте Дома культуры становится ясно, что в своих объектах Франциско Инфанте делает акцент не на сломах, а на соединениях: они отражают мир, в котором есть место гармонии и свету, служат синтезом и метафорой целого космоса. Подробнее об идеях художника можно будет прочитать в посвященном выставке специальном издании «ГЭС-2: Проспект», которое появится в Магазине Дома культуры.

Франциско Инфанте тонко чувствует время, но легко воспаряет над ним — особенно явно это ощущается в фотоартефактах из серий «Легкие пространства» (2017/2024) и «Очаги искривленного пространства» (1979/2024), созданных совместно с Нонной Горюновой (р. 1944), женой Франциско и матерью Платона. Эти подвешенные в воздухе увеличенные фотопанели кажутся окнами в другой, более гармоничный и упорядоченный мир, в который зрителю предлагается поверить и мысленно перенестись.

Все фото: Даниил Анненков

Время удивительным образом пронизывает все человеческое существование, наполненное бесконечной саморефлексией, и вместе с тем остается не понятной до конца эмпирической категорией. Эта категория во многом связана с понятием произведения искусства, которое невозможно предопределить заранее, предсказать, из чего родится его актуальная форма и каким оно будет в настоящий момент.

Физика объясняет неоднородность времени, например, через взаимодействие космических тел огромной массы. В искусстве время определяется ретроспективно. При этом поговорка гласит: «Жизнь коротка — искусство вечно». Если метафора в произведении искусства сработала, — а нам известно, что художественная метафора точнее и глубже свидетельствует о жизни, чем жизнь сама о себе, — то привычное эмпирическое время может уступить место вечности.

— Франциско Инфанте-Арана

Художники

Франциско Инфанте-Арана — Платон Инфанте


Автор проекта
Полина Лобачевская

Программный куратор
Алиса Прудникова


При участии
Нонны Горюновой, Елизаветы Плавинской, Геннадия Синёва


Звук
Платон Инфанте

Продюсеры
Ангелина Ворона, Алиса Кекелидзе, Ксения Макшанцева

Техническая команда
Александр Долматов, Артем Канифатов, Ксения Косая, Никита Толкачев

Команда программ доступности
Вера Замыслова, Влад Колесников, Виктория Кузьмина, Варя Меренкова, Александра Харченко

Производство и монтаж
SLOVO

Медиаспециалист
Ирина Попович

Особая благодарность
Андрею Вовченко, Камилю Журакулову, Петру Катаеву, Артему Керпеку, Владимиру Покрассу, Владимиру Попилину, Дарье Стрижковой

Информационные партнеры:

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}