Единственная — и намного опередившая свое время — работа Фасбиндера в жанре научной фантастики. Специальный показ в программе «Закат в сто сорок солнц».
Мир на проводе
- Дата:
2 дек 2023
- Возрастные ограничения
- 18+
Welt am Draht
1973, Райнер Вернер Фасбиндер | Rainer Werner Fassbinder
ФРГ
212 мин., нем. с рус. субт.
В ролях: Клаус Лёвич, Маша Раббен, Карл-Хайнц Фосгерау, Гюнтер Лампрехт
1970-е годы с их засильем холодного модернизма. В институте кибернетики запустили суперкомпьютер «Симулакрон-3000»: он способен создавать полноценные виртуальные миры, населенные тысячами симулякров людей, убежденных в собственной реальности. Кажется, изобретение откроет новые горизонты и перед человечеством — но новый технический директор Штиллер обнаруживает, что грань между реальным и виртуальным стремительно и необратимо размывается.
Кадр из фильма «Мир на проводе», 1973
«Мир на проводе» — о чем-то большем, чем цифровое будущее: Фасбиндер использует компьютерную симуляцию как метафору для размышления о своем ремесле, кино и телевидении как одной из форм виртуальной реальности.
— Эд Холтер, The Criterion Current
Работа Фасбиндера, изначально снятая для немецкого телевидения в виде двухчастного мини-сериала «Мир на проводе», на десятилетия опередила «Матрицу» и «Начало»: в сравнении с ней их истории реальностей внутри реальностей кажутся упрощенными. Немецкому классику для этого не понадобились ни спецэффекты, ни экшен: в его работе реальный и виртуальный миры внешне неразличимы, из-за чего с каждой минутой эпического по хронометражу детектива-головоломки только нагнетается ощущение затягивающей, дезориентирующей паранойи. Отделаться от него будет сложно и после финальных титров: в конце концов, если герой «Мира на проводе» говорит, что симулякры выглядят «как люди, танцующие для нас по телевидению», то кем тогда являются все современные пользователи соцсетей, позирующие для чьего-то взгляда по ту сторону экрана?