История одного личного краха в самом парадоксальном фильме советского режиссера. Показ в рамках кинопрограммы «Уроки радости и боли. Режиссер Динара Асанова».
Беда
- Дата:
- 22 мая 2024,
19:30–21:00
- Возрастные ограничения
- 0+
1977, Динара Асанова
СССР
90 мин., рус.
В ролях: Алексей Петренко, Елена Кузьмина, Лидия Федосеева-Шукшина, Георгий Бурков
В пятницу надраться, в понедельник похмелиться, в промежутке — веселиться, петь, бузить, скандалить, попадать в вытрезвитель. Как спустя годы споют в песне, эта схема проста — и кажется даже, что именно невозможность подлинных перемен толкает к ней соотечественников. А может быть, дело в неготовности к этим переменам? В честных, на удивление чистых для пьющего человека глазах автомеханика Славки ответа не разглядеть — ни страдающим жене с матерью, ни ему самому.
Кадр из фильма «Беда», 1977
Вместо попытки рассказа Асанова предпринимает иную попытку и прокладывает иные пути восприятия, каждый из которых, конечно, не ведет никуда, кроме глухого угла, зато угла зрения.
— Дмитрий Буныгин, Cineticle
Из всех фильмов Динары Асановой «Беда» остается самой недооцененной картиной — писавшие о ней в конце 1970-х так и вовсе провозглашали ее неудачей. Спустя почти полвека причины этих претензий понять уже сложно — напротив, кажется, что эта работа режиссера больше других нуждается в переосмыслении, в более внимательном и чутком отношении. Вне контекста брежневской антиалкогольной кампании и в отрыве от деталей производственных проблем «Беда» предстает фильмом во многом удивительным — мрачным, но лиричным, простым по содержанию, но полным тонких, сложных формальных ходов, от неожиданных флешбэков до филигранной работы с мизансценой. Пожалуй, подлинная беда — что эту картину видели немногие.