Сайт VAC

Разговорный клуб

Дата:
20 ноя 2023–17 июн 2024
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Серия тематических встреч для людей старшего возраста, которые хотели бы узнать о теории и истории современного искусства.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Область современного искусства создает парадоксальную для зрителя ситуацию: с одной стороны, оно слишком разнообразно, пластично и находится в постоянной трансформации, с другой — существует одновременно с нами, то есть говорит о нас и для нас. Парадокс в том, что часто современное искусство обвиняют в «непонятности», «деградации» и элитарности. Чтобы восполнить этот зазор между языком современного искусства и зрителем, в «ГЭС-2» уже второй сезон работает Разговорный клуб. Его участники обсуждают основные линии теории и истории искусства в рамках серий встреч к текущим выставкам Дома культуры «ГЭС-2».

Встречи клуба проходят раз в месяц.

Фото: Аня Тодич

Программа

Не украл, а позаимствовал: апроприация и мифотворчество в современном искусстве

Когда: 20 мая, 15:00–17:00
Где: Галереи 2-го этажа

Апроприация в искусстве — процесс, в ходе которого в основу нового произведения включается часть уже существующего. Пропорции заимствованных и оригинальных частей определяются художником достаточно вольно. Этот художественный метод получил распространение в современном искусстве к концу ХХ века. Чаще всего апроприируемыми становятся всем известные произведения — они служат символами минувших эпох. Поиск новых смыслов в творениях прошлого, перемещение их в новый, непривычный культурно-исторический контекст — это намного более сложный жест, нежели простое копирование.

Мифотворчество — еще один распространенный метод современного искусства. Авторы переосмысливают мифы и сказки, иногда создавая легенды «с нуля». Например, художник может придумать персонажа, который становится его альтер эго.

На первой встрече нового цикла Разговорного клуба на материале выставки «Нити судьбы, карты истории» обсудим, зачем и почему художники обращаются к прошлому, создают собственные миры и сочиняют биографии несуществующих людей.

«Всегда заставляйте зрителя мучиться как можно сильнее». Беседа о том, как работает кино на выставке «Уроки радости и боли»

Регистрация

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 3 июн, 15:00–17:00
Где: Галереи 2-го этажа

Произведения современного искусства могут обладать любым содержанием и принимать совершенно разные формы: от найденных объектов и бытовых предметов до масштабных инсталляций. Иногда даже пустое пространство галереи само по себе становится искусством.

Объектом на выставке может стать и фильм. Раньше его специфическим пространством был зрительный зал, где аудитории предлагалось смотреть фильм от начала до конца. Представить кино на выставке чрезвычайно сложно, ведь для его восприятия необходимо обладать не только запасом времени, но и быть готовым проявить внимательность.

А что, если на выставке можно увидеть не один, а сразу несколько фильмов, не считая дополнительных архивных видеоматериалов? В такой ситуации картины лишаются естественной логики развития сюжета — зритель может начать и закончить смотреть с любого места. Именно так устроена выставка «Уроки радости и боли».

Как это обогащает зрительский опыт? Расширяются ли в такой ситуации границы восприятия картин? Эти и другие вопросы станут темой второй встречи Разговорного клуба.


Без экрана искусства быть не может. Беседа о видео как медиуме на выставке «Индекс подобия»

Регистрация начнется позже

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда: 17 июн, 15:00–17:00
Где: Насосная

Видео-арт — феномен в истории современного искусства, появившийся, когда камеры стали доступны непрофессионалам. Сегодня видео как медиум стало неотъемлемой частью выставок. Экран, монитор или проектор, затемненная комната со стульями — все это привычно, а часто и первично для современного зрителя.

Однако что же такое видео-арт и каковы особенности видео как медиума? Участники третьей встречи Разговорного клуба попытаются выяснить это вместе с медиаторами на примере экспозиции проекта «Индекс подобия», состоящей из множества видеоработ.

Прошедшие события

Романтика в Москве, лень капитализма и не очень молодой концепт. Беседа о концептуальном искусстве на выставке «Облачное хранение»

Когда: 26 июн 2023, 15:00–17:00

Теоретик современного искусства Питер Осборн в тексте лекции «Современное искусство — это постконцептуальное искусство», вышедшей в начале XXI века, указывает на то, что все искусство сегодня — концептуальное. Но что это значит? На встрече мы предлагаем обсудить, как в истории современного искусства сосуществуют концептуализм и концептуальность, в чем их различия и что имел в виду Питер Осборн. На примере работ группы «Облачная комиссия» мы также рассмотрим такие понятия, как московский романтический концептуализм и младоконцептуализм, характерные для развития российского контекста. Отдельной частью беседы станет определение лени и то, как и почему художники сегодня обращаются к нему в своих работах.

Бродячие русалки и следы невиданных зверей. Фольклор и магическое мышление в современном искусстве на выставках «Чародеи» и «Себе на уме»

Когда: 10 июл 2023, 15:00–17:00

Сказки, а особенно те, что написаны давно, открывают нам мир нерационального, отчасти жуткого и мистического. Любой обыденный предмет здесь может стать порталом в иной мир, где правила, применимые к реальности, не будут работать. Дремучие леса, домовые, темные пространства под кроватями, а иногда и старый платяной шкаф стремятся рассказать нам о том, что человек не может пока освоить и понять. Сказочная иллюстрация всегда была частью визуальной культуры, но именно в современном искусстве темы ритуалов, фольклора и неизведанного становятся поводом для размышлений художников о нашем мире, который мы, казалось бы, неплохо изучили. Во время беседы на примерах произведений на выставках мы предлагаем поискать ответы на следующие вопросы: почему сегодня тема жуткого и сказочного становится актуальной? Почему мы все еще с недоверием относимся к темным пространствам и прогулкам по лесу? Где проходит граница рациональности и что скрывается за ней?

Кто пишет историю? Беседа о многоголосье в современном искусстве на выставке «Краткая история отсутствия»

Когда: 21 авг 2023, 15:00–17:00

Встреча будет посвящена разбору нескольких взаимодополняющих понятий колониализма и колониальности, необходимых для понимания темы деколониальности. Возникновение этих понятий было бы невозможно без критического взгляда на историю и контекст времени, без вопросов о том, кто пишет историю, но куда важнее — кто из этой истории исключен и как нам сделать так, чтобы голоса связанных с определенным событием были услышаны. Для того чтобы понимать и расшифровывать язык современного искусства, которое обращается к этим понятиям, нам необходимо сформировать представление о проблемах, на которых базируется деколониальная оптика. Во время беседы участники вместе с медиатором будут разбирать объекты на выставке, авторы которых работают с этими непростыми процессами. Мы попробуем разобраться, как правильно вести себя, будучи туристом, что такое альтернативная история и кто ей занимается, и как быть, если вы работаете с нечеловеческими агентами.

Когда отношения становятся неудобными: акционизм, реляционизм и партиципация. Беседа о перформансе в современном искусстве на выставке «Краткая история отсутствия»

Когда: 4 сен 2023, 15:00–17:00

В истории современного искусства перформанс и все перформативные практики занимают особое место. Во многом это происходит из-за сложности выявления в них объекта. Это действие, которое редко кто может увидеть в момент совершения, или оставшаяся документация, представленная в выставочном пространстве? Перформанс связан с действием, и как от любого действия, от него могут ожидать реальных последствий — но так ли это? Появившись на территории современного искусства, он оставил очень много пространства для размышления: от места и роли зрителя до границ художественного и важности эстетического. Мы предлагаем участникам встречи обсудить перформанс не только как отдельный жанр визуального искусства, но и рассмотреть его в контексте своего возникновения, ответив на вопросы: почему он возникает в конкретный момент истории? Как работает с социальными и политическими темами? Приносит ли он реальную пользу обществу? И наконец — в чем разница между историей развития перформанса в мировом контексте и его существованием в российской истории современного искусства?

Давайте потанцуем. Как развивалась театральная и перформативная сцена России в регионах

Когда: 20 ноя 2023, 15:00–17:00

На первой встрече нового сезона мы продолжим обсуждать перформанс и категорию перформативности, но уже в российском контексте — в частности, на примерах работ, представленных на выставке «Зеркало сцены». В фокусе внимания окажутся современный танец, театр, музыка и фестивали.


Взгляд из центра. О том, как надо, но не получается

Когда: 18 дек 2023, 15:00–16:30

Привычное словосочетание «региональное искусство» подразумевает, что существует и некое «центральное искусство», более глубокое и актуальное. Это связано как с устойчивыми стереотипами, так и с неравномерным распределением экономических привилегий, а также концентрацией заинтересованной публики, университетов, крупных исследовательских центров именно в городах. В результате в последних по-прежнему сосредоточено большинство составляющих системы современного искусства: культурные и музейные институции, масштабные выставки, биеннале и ярмарки. На встрече мы поговорим о многочисленных попытках изменить положение вещей — и о том, почему эти попытки пока остаются безуспешными.


Все современное искусство — это инсталляция

Когда: 15 янв, 15:00–17:00

Инсталляцию можно рассматривать и как форму современного искусства, и как определенный принцип организации пространства. Грань между первым и вторым очень тонка: в обоих случаях мы имеем дело с попыткой направить внимание зрителя не только на конкретные произведения, но и на то, как они расположены в окружающей среде. На примере выставки «Звездная месть» мы разберем, что такое инсталляция, поговорим о ней как о феномене современного искусства, обсудим историю ее возникновения, основные виды и критический потенциал.


Эта проблема уже решена. Искусство про женщин, феминизм и женское искусство

Когда: 12 фев, 15:00–17:00

Искусство, созданное женщинами, все чаще оказывается в центре внимания: причинами тому и интерес к деколониальной теории, и этический поворот, и пересмотр стандартных представлений о «художниках первого ряда». Но есть ли разница между произведениями женщин и тем, что называют феминистским искусством? Мы предлагаем обсудить эту тему в пространстве выставки «Кубок созвучий. По направлению к Розановой», на которой представлены работы российских художниц с начала XX века до наших дней.


Космос нас ждет, космос нас любит. Космизм и искусство о космосе

Когда: 10 мар, 15:00–17:00

На последней встрече в этом сезоне речь пойдет о космосе как социокультурном феномене, повлиявшем на развитие современного искусства. В частности, мы поговорим о русском космизме — философской концепции Николая Федорова, родившейся за столетие до начала космической гонки и во многом определившей то, как последующие поколения художников интерпретировали тему освоения внеземного пространства. От «летающих городов» до первого искусственного спутника Земли; от первого человека на Луне до технооптимизма Илона Маска и феномена Кремниевой долины; от произведений искусства, отправленных на орбиту, до инсталляций в космосе.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}