«Ольга Чернышева. Улица Сна». Эпиграф
- Возрастные ограничения
- 18+

Фото: Анна Завозяева
Эпиграф — это классический пример «паратекста»: возникающая в самом начале произведения цитата «калибрует» режим дальнейшего чтения и даже меняет жанр произведения. Но в отличие от критического высказывания, эпиграф не интерпретирует текст, а запускает сложный диалог, где голос автора цитаты ощущается как легкое присутствие, настраивающее оптику читателя и одновременно оставляющее ему полную свободу.
Создаваемые эпиграфом смысловые сочетания можно сравнить со знаменитым принципом «добрососедства», сформулированным историком искусств Аби Варбургом, который он реализовал в своей библиотеке. Варбург расставлял книги не по формальным признакам, а по самым неожиданным траекториям — так, чтобы само их соседство на полке провоцировало интеллектуальное напряжение. Эпиграф также обнаруживает неожиданное «соседство», смещая ракурс с линейного повествования на общую картину сосуществования текстов в культуре.
В случае каталога выставки «Улица Сна» нам показалось интересным, что к содержанию и цитатам, предваряющим его, добавилось еще одно измерение авторского присутствия, ведь эпиграфы к тексту Виктора Мизиано выбрала сама Ольга Чернышева. Так в Библиотеке появилась подборка на основе книг, ставших источниками этих эпиграфов.
Раздел «Сон»
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны.
И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
— Уильям Шекспир, «Буря»
Раздел «Анимизм»
Ведь никто никогда не жил ни для себя, ни для других: все жили для одного — для трепета.
— Леонид Липавский, «Исследование ужаса»
Раздел «Метаморфозы»
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой...
— Николай Заболоцкий, «Метаморфозы»
Раздел «Призраки»
Фото — это буквально эманация фотографируемого. От реального тела, которое было там, отделились излучения, которые достигли меня, меня, который находится здесь; неважно, как долго длилась эта передача; фото исчезнувшего существа прикасается ко мне, как запоздалые лучи погасшей звезды.
— Ролан Барт, Camera lucida
Раздел «Сферы»
Жизнь кругла, птица кругла.
Раздел «Фон и фигура»
Кадр никогда не станет буквой, а всегда останется многозначным иероглифом. И чтение свое получает лишь из сопоставления.
— Сергей Эйзенштейн, «Четвертое измерение в кино»
Раздел «Фактуры, поверхности, знаки»
Я мало что знаю о жизни. Мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звезды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и еще многое и многое.
— Юрий Олеша, «Ни дня без строчки»
Раздел «Стихии и первоэлементы»
Чтобы нечто сжать, необходимо прежде расширить его. Чтобы нечто ослабить, нужно прежде укрепить его. Чтобы нечто уничтожить, необходимо прежде дать ему расцвести.
Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему. Это называется глубокой истиной.
Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.
— Лао-цзы, «Книга о пути и добродетели»
Раздел «Становление»
При виде счастливого человека всем стало скучно и захотелось тоже счастья.
— Антон Чехов, «Степь»