Mato Seco em Chamas
2022, Адирлей Кейрос, Жоана Пимента | Adirley Queirós, Joana Pimenta
Бразилия—Португалия
153 мин., порт. с рус. субт.
В ролях: Жоана Дарк Фуртадо, Леа Алвес да Силва, Андрейя Виейра, Мара Алвес
Mato Seco em Chamas
2022, Адирлей Кейрос, Жоана Пимента | Adirley Queirós, Joana Pimenta
Бразилия—Португалия
153 мин., порт. с рус. субт.
В ролях: Жоана Дарк Фуртадо, Леа Алвес да Силва, Андрейя Виейра, Мара Алвес
Банда байкерш-революционерок бросает вызов режиму Болсонару в удивительной бразильской док-фантастике. Российская премьера в рамках программы «Закат в сто сорок солнц».
В самой большой во всей Бразилии фавеле Сол Насенте закипают протестные настроения: с тех пор, как режим Болсонару пришел к власти, и без того непростая жизнь здесь становится все хуже и хуже, а милитаризованная полиция привычно унижает и арестовывает местных жителей. Выразителями нежелания и дальше терпеть такой порядок вещей становятся объединившиеся в банду байкерши-феминистки. Они совершают серию налетов на нефтепроводы, чтобы раздать бензин тем, кто не может себе его позволить.
Кадр из фильма «Пустошь в огне», 2022
Ни один другой фильм этого года не вибрирует таким политическим напряжением, как этот метафикшен в жанре гангстерского триллера, снятый в Бразилии во время правления Болсонару и вдохновленный одновременно наследием Третьего кинематографа и «Безумного Макса».
— Адам Нейман, The Ringer
Название фавелы Сол Насенте переводится как «восходящее солнце». В разворачивающемся в фильме Адирлея Кейроса и Жоаны Пименты подъеме женской борьбы против репрессивной власти трудно не рассмотреть другой восход — политической сознательности женщин, бывших заключенных, чернокожих и представителей коренных бразильских народов, оказавшихся на дне современного общества.
Тем удивительнее, что вымысел с элементами сай-фай здесь укоренен в реальности и осуществлен средствами документалистики. Все роли играют настоящие обитательницы фавел, а многие сцены сняты на реальных протестах против Болсонару, который был у власти в Бразилии во время съемок. Скрещивая фактическое и фантазийное, Кейрос и Пимента добиваются подлинно утопического эффекта — посредством кинематографа претворяют в реальность те перемены, в которых отчаянно нуждается их страна.