Пролежавшая 20 лет на полке притча о беременной воительнице, нашедшей приют в еврейской семье. Показ в ретроспективной программе Фестиваля единственных фильмов.
Комиссар
- Дата:
- 24 сен 2024,
16:00–17:50
- Возрастные ограничения
- 16+
1967, Александр Аскольдов
СССР
109 мин., рус.
В ролях: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Василий Шукшин
К городу Бердичеву приближается фронт: белые наступают с запада, красные огрызаются, медленно отходя на восток. Именно в этот момент комиссар Вавилова — могучая, статная, своя в доску бой-баба революции — вынуждена просить сорокадневный отпуск. Она глубоко беременна — вот-вот рожать, и явно не на поле боя. Вавилову размещают в большой еврейской семье жестянщика Магазаника — и кажется, что конфликт мировоззрений, культур и представлений о будущем неизбежен.
Кадр из фильма «Комиссар», 1967
Аскольдов с его «Комиссаром» не лез ни в какие ворота: ни в советские, ни в антисоветские, ни в семитские, ни в антисемитские. Его картина — чистая проба духа.
— Лев Аннинский, «Поздние слезы: заметки вольного кинозрителя»
Возможно, самая радикальная в советском кино история оттаивания женственности сопровождается в «Комиссаре» столкновением не только гендера с идеологией в душе самой Вавиловой, но и слепого революционного запала квартирантки с провидческим предчувствием катастрофы, читающимся в глазах стареющего еврея Магазаника. Аскольдов осмелится даже изобразить эту надвигающуюся, но еще отстоящую на пару десятилетий беду, шокируя не только цензоров 1960-х, но и современного зрителя.
Не менее дерзки и другие режиссерские решения: полные символизма видения героини, их монтажный перехлест со сценой родов, звучащие за кадром чуть ли не встык еврейские молитвы и православные колокола и, наконец, преображение Мордюковой в настоящую Мадонну революции. Неудивительно, что режиссерская смелость наткнулась на стену цензурного возмущения — и оказался запрещен не только фильм, но и сам Аскольдов как постановщик. Его карьеру завершили две среднеметражных документальных ленты про завод КамАЗ: вернуться к режиссуре он не смог даже в конце 1980-х, когда «Комиссар» добрался не только до широкого зрителя, но и до европейских призов.
Фильм удостоен «Серебряного медведя» (специальный приз жюри) и приза Международной федерации кинопрессы на Берлинском фестивале (1988).