Триптих о мятежной природе человеческой жизни, одновременно сокрушительный и игривый. Показ в кинопрограмме «Мы проиграли жизнь. Режиссер Мануэл де Оливейра».
Беспокойство
- Дата:
- 31 янв 2025,
19:30–21:30
- Возрастные ограничения
- 18+
Inquietude
1998, Мануэл де Оливейра | Manoel de Oliveira
Португалия–Франция–Испания–Швейцария
110 мин., порт. с рус. субт.
В ролях: Леонор Силвейра, Луиш Мигел Синтра, Жозе Пинту, Ирен Папас
История внутри истории — а та внутри еще одной истории. Пожилой, скатывающийся в безумие респектабельный господин алчет бессмертия — и надеется достичь его, пожертвовав жизнью собственного сына. Но разыгранная парой трагикомедия в гротескном, даже китчевом стиле вдруг оказывается пьесой, которую в 1930-е смотрят в театре пара богемных пижонов и пара красивых куртизанок. Одному из фигурантов этого квартета предстоит узнать и божественную любовь, и смертельное разочарование — а другому рассказать зрителям еще одну историю, о девушке, которой довелось стать магической Матерью реки, переняв эту роль у пожилой ведьмы.
Кадр из фильма «Беспокойство», 1998
Лучшие работы Оливейры связаны с литературой и театром, и этот эксцентричный триптих — одна из его абсолютных вершин.
— Джонатан Розенбаум, The Chicago Reader
«Здесь, возможно, есть связь — а может быть, никакой связи и нет вовсе», — провозглашает Мануэл де Оливейра устами одного из героев «Беспокойства». Этот лукавый метакомментарий, конечно же, призван задать дистанцию между происходящим на экране и зрителем, который все равно неизбежно будет искать соединяющую три новеллы фильма смысловую нить. На первый взгляд, этой спайкой оказывается вынесенное в название картины чувство — беспокойство самого экзистенциального толка, тревога, которая, по Оливейре, вызвана невозможностью по-настоящему принять жизнь как таковую, не прячась за фантомы успеха, любви, бегства от мира. Но при более пристальном рассмотрении такой связью становится сама материя кинематографа, позволяющая не только делать зримыми философские дилеммы, но и соединять макабрическое с обыденным, театрализованное с натуралистическим, реальное с воображаемым.